Как презентовать себя, чтобы расположить аудиторию?

№ 39
Последнее обновление: 3 июля 2020
Время чтения: 3 минуты
Расположить — значит, «понравиться»?
Расположить — значит, настроить на такой эмоциональный лад, который поможет донести мысль, убедить аудиторию и добиться цели. Для этого не обязательно вызывать восхищение.

Подумайте, в каком эмоциональном состоянии люди захотят сделать то, чего вы от них добиваетесь. Так вы сможете задать нужный настрой выступлению в самом начале, когда представляетесь. Например, на выступлении о защите дикой природы полезно будет сразу сказать, что за годы работы вы спасли от браконьеров 700 взрослых зверей и 300 детёнышей — это поможет погрузить людей в контекст и пробудить сопереживание к животным.
01
Как определить, какое отношение аудитории подходит цели?
Для большинства задач достаточно, чтобы аудитории было интересно, а интерес возникает там, где нет осуждения. Поэтому вам нужно держаться так, чтобы не вызвать осуждение случайно. Не говорите о политике, религии и сексизме в начале выступления. Начните с ненавязчивой истории о себе, чтобы люди к вам немного привыкли. Представляя себя, будьте осторожны с юмором и самоиронией — если не уверены в реакции людей, лучше не рисковать.

Если выступаете со сложной и болезненной темой, почитайте, как реагировать на провокации.
02
Боюсь настроить людей враждебно. Чего говорить нельзя?
Слова мало что значат, когда речь идёт об эмоциях, поэтому «запретных» слов и выражение нет — достаточно соблюдать нормы приличия. Гораздо важнее следить за своим намерением и интонациями. Людей раздражают высокомерие, покровительство, надменность и жалость, утомляют занудство и заумность. Люди защищаются от обвинений. Постарайтесь, чтобы в вашем голосе не было таких интонаций, и тогда аудитория воспримет ваш рассказ о себе без посторонних эмоций.
03
Что делать, если меня не настроены слушать?
Всегда старайтесь прощупать почву заранее, чтобы настрой людей не застал вас врасплох. Если оказалось, что аудитория настроена скептично, выделите время на выступлении, чтобы с этим поработать. В таких случаях полезно разобраться с «багажом» — обсудить с аудиторией всё, что создаёт у неё напряжение. Главное проговорить проблему без раздражения, но с интересом и заботой в голосе. Когда люди поймут, что вы не пытаетесь их победить или очаровать, они пойдут на контакт.
04
Что рассказать о себе, чтобы люди мне доверяли?
Дайте аудитории самостоятельно сделать выводы о вашей экспертизе. Приведиты факты о вашем опыте, проектах и ошибках — люди сами поймут, что вам можно доверять. Не давайте себе оценок и не хвалитесь достижениями — это вызывает отторжение.

Плохо: «Я топовый бизнес-тренер, один из лучших в стране экспертов по эмоциональному интеллекту».

Хорошо: «Я уже 9 лет обучаю людей эмоциональному интеллекту. Последние 5 лет работаю с руководителями. Большинство компаний-клиентов работают со мной по несколько лет».
05
Производить впечатление на людей не нужно, если если у выступления узкая техническая цель или аудитория хорошо знакома: например, если вы презентуете отчёт или рассказываете о статусе проекта. В таких случаях от вас ждут конкретики, и люди смутятся, если вы сделаете акцент на представлении себя, а не фактах.

Иногда этап самопрезентации можно опустить, если аудитория уже готова и настроена на нужный лад. Например, если предыдущий спикер достаточно разогрел публику и вы точно знаете, что эти эмоции вам помогут. В этом случае можно не останавливаться на себе, а «оседлать волну» и переходить к делу.
В каких случаях достаточно просто представиться?
06
Прочитайте другие ответы на популярные вопросы о презентациях и выступлениях
Сайты для вдохновения по дизайну и развития насмотренности.
Этапы создания убедительного текста и типовой шаблон структуры.
Сервисы-конкуренты с функциями, которых нет в Пауэрпойнте.