Что делать, если после конфликта с коллегой остался осадок
Рассказываем, как найти способ компенсации.
Автор: Анастасия Стрельцова, главред esprezo
Эксперт: Лилия Бикбова, тренер по коммуникациям и партнёр esprezo
20 июня 2022
Бывает, повздорили с коллегой. И вроде бы получилось прийти к общему знаменателю и договориться, но неприятные эмоции не отпускают. В голове прокручиваются колкости или резкая обратная связь собеседника. Как нормально работать дальше — непонятно.

Замалчивать обиду и контактировать с неприятными людьми, потому что «работа обязывает», вредно не только для участников конфликта, но и для компании. Напряжение в коллективе копится, споры становятся более агрессивными и возникают чаще. Поэтому лучше не терпеть неудобство, а налаживать отношения.

В статье рассказываем, как почувствовать себя лучше после конфликта.
Не ждите, что другой человек догадается, чем вас обидел
Если чувствуете осадок после конфликта, бесполезно ждать, что другая сторона решит извиниться и загладить вину. Собеседник может не догадываться, какие эмоции вызвало его поведение, пока ему об этом не скажут прямо.

Во время конфликта у нас в голове разворачивается собственный театр. Мы остро реагируем не столько на слова собеседника, сколько на значение, которым их наделяем.

Допустим, во время эмоционального обсуждения проекта коллега говорит Васе:
«Твоя идея никуда не годится. Ты проработал в компании всего месяц и не видишь картины целиком».
Всё, что мы знаем наверняка: коллега считает, что идея не сработает, потому что Вася учёл не все вводные. Но Вася умножает фразу на внутренние убеждения, волнения, страхи. В итоге получает десятки возможных выводов о себе и отношениях с коллегой — именно они вызывают досаду.
«Коллега не доверяет моему опыту».

«Коллега пытается самоутвердиться за мой счёт перед руководителем».
«Инициатива в компании не приветствуется».

«Коллега решил, что его мнение единственное верное».
«Мои усилия не ценят».

«Коллега специально унизил меня перед командой».
При этом мы не знаем, чем руководствовался коллега на самом деле. Предположение может оказаться верным. А возможно, коллега на самом деле не хотел обидеть Васю — с языка сорвалась резкость, потому что переживал за проект.

Если ситуацию не проговорить, она будет периодически повторяться, потому что вы не договорились, как взаимодействовать друг с другом. Не терпите и позаботьтесь о своём спокойствии.
Найти способ справиться с эмоциями — ответственность того, кто переживает после конфликта.
Найдите свой способ компенсации
Проанализируйте, что помогло бы вам почувствовать себя лучше после конфликта — это называется компенсацией. Действуйте по формуле: определите, что вас задело → что для вас важно → что вы можете сделать, чтобы это получить.
Допустим, Васю задело, что с его профессиональным опытом не считаются. Ему важно работать в коллективе, где ему доверяют, чтобы он мог свободно предлагать идеи.

Вариантов компенсации может быть несколько.

Вариант 1: поговорить с человеком, чьи слова задели. Объясните ситуацию, скажите, что вы чувствуете по этому поводу, и попросите собеседника о каком-то действии, которое поможет вам завершить конфликт. Вася может ответить коллеге так:
«Ты сказал, что моя идея никуда не годится, потому что мне не хватает опыта в компании — меня это сильно задело. Я уже реализовывал подобные проекты в смежных нишах, и мне непонятно, что ты имел в виду. Мне важно знать, что моему профессиональному опыту доверяют и готовы к нему прислушаться. Поясни, пожалуйста, почему ты так сказал?».
Дальше коллега может раскрыть мысль. Например, дело не в том, что он не доверяет Васе, просто в моменте увидел более перспективное решение. Следующим шагом можно договориться о правилах: в следующий раз коллега будет давать обратную связь на конкретные факты, а Вася задаст наводящие вопросы, чтобы оба друг друга поняли.

Вариант 2: договориться с собой. Коллега в общем-то не должен доверять профессиональному опыту Васи, когда они едва знакомы. Но есть другие способы реализовать потребность:
— в следующий раз подобрать аргументы в мире коллеги, которые убедят, что идея Васи классная;
— подключиться к проектам, где Вася сможет проявить себя как профессионал;
— сходить за обратной связью к другому человеку, мнению которого Вася доверяет больше;
— отделить себя от мнения коллеги и принять взрослое решение похвалить себя самому (в конце концов, сам Вася точно знает, что он профи).
Поделиться в соцсетях
Жёлтый маркер
Бесплатная рассылка для HR, T&D и руководителей.
Простые решения, как строить команду, проводить обучение сотрудников, экономить деньги и общаться с клиентами.
Подписывайтесь на рассылку — письмо каждый четверг
Письмо раз в неделю, прошлые письма остаются в прошлом