Давайте решим вашу задачу
Заполните, пожалуйста, форму, чтобы мы поняли, чем можем помочь — сделать для вас коммуникационный проект, провести корпоративный тренинг или записать на открытое или онлайн-обучение. Если что, звоните: +7 495 926 09 88. Отвечаем на заявки с понедельника по четверг.
Выберите, чем мы можем помочь
Нажимая кнопку «Оставить заявку», вы соглашаетесь
на обработку персональных данных.
Давайте решим вашу задачу
Заполните, пожалуйста, форму, чтобы мы поняли, чем можем помочь — сделать для вас коммуникационный проект, провести корпоративный тренинг или записать на открытое или онлайн-обучение. Если что, звоните: +7 495 926 09 88. Отвечаем на заявки с понедельника по четверг.
Выберите, чем мы можем помочь
Нажимая кнопку «Оставить заявку», вы соглашаетесь
на обработку персональных данных.
 
Оставьте заявку — вместе
подумаем над вашей задачей:
Свяжемся, чтобы составить понимание
задачи → сделаем предложение и защитим → начнём проект.
Если что, звоните: +7 (495) 108-48-35. Отвечаем на заявки
с понедельника по пятницу.
Выберите, чем вам помочь

Наводим порядок в мыслях: структурируем идеи c помощью принципа МЕСЕ

Фирменный способ консалтинговой империи McKinsey находить все возможные решения любой проблемы.
Яков Чайкин, 27 февраля 2020
MECE — английская аббревиатура, произносится «миси». Встречается дословный русский перевод аббревиатуры — ВИСИ («взаимно исключающее, совместно исчерпывающее»).
Рассказываем, зачем это нужно
Принцип МЕСЕ используют, чтобы посмотреть на любую проблему целиком и не упустить ни одного её решения. В презентациях он помогает структурировать мысли и охватить вопрос со всех сторон.

Знание принципа МЕСЕ предотвращает неловкие ситуации:

— когда спикер говорит непоследовательно, мысли путаются и «загромождают» друг-друга;
— когда кажется, что выступающий топчется на месте и повторяет одну мысль разными словами;
— когда нарушены акценты, и спикер распинается о второстепенном, едва затронув главное;
— когда выступающий явно навязывает один вариант решения проблемы, не упоминая другие;
— когда содержание презентации вообще не раскрывает тему.
Объясняем на пазлах
Основа любой коммуникации — логичная и последовательная структура. Презентация с хорошей структурой не «вываливает» всю информацию сразу, а последовательно заявляет тему, погружает аудиторию в ситуацию, обозначает проблему, возможные решения, приводит аргументы, доказательства и делает выводы.

Структура подобной презентации выглядит так:
Если вы хоть раз собирали пазлы, то наверняка догадались, к чему мы ведём. В хорошей презентации смысловые блоки как элементы пазла напоминают части общей картины.
У пазлов есть две особенности, которые помогают понять принцип МЕСЕ:

— у каждого элемента уникальная форма и место в общей картине, вместо одной детали невозможно поставить другую;
— пазл не собран, даже если недостаёт всего одной части.
Бесплатная рассылка esprezo
Статьи, памятки, подборки инструментов и лучших материалов esprezo, анонсы курсов.
Применяем МЕСЕ
На английском «МЕСЕ» — это «mutually exclusive and collectively exhaustive», что означает взаимно исключающее, совместно исчерпывающее. В McKinsey & Company используют этот принцип для поиска решений проблем, с которыми обращаются клиенты.
Смысл принципа МЕСЕ — описать все возможные решения проблемы так, чтобы они не пересекались и не дублировали друг-друга. То есть «нарезать» общую задачу на части, каждая из которых будет уникальным и неповторимым решением проблемы. Прямо как в пазле.
Представим, что принцип МЕСЕ ещё не изобрели, а клиент обратился в McKinsey, чтобы увеличить продажи продукта.

Консультанты предлагают идеи: снять рекламный ролик; удешевить продукцию; улучшить работу магазинов; запустить флешмоб в соцсетях; провести акцию в местах продажи; оформить магазины в новом стиле, чтобы людям было приятно приходить; записать продавцов-консультантов на тренинги по продажам; сделать всю рекламу продукта ярче и современнее.

Делаем дерево решений:
Все идеи хороши, но некоторые связаны друг с другом и явно пересекаются: обучение продавцов и новый дизайн в точках продажи — это улучшения работы магазинов; флешмоб в соцсетях и рекламный ролик — разновидности рекламы. Решения перепутались и не исключают друг-друга: можно снять один ролик, а можно сразу улучшить вообще всю рекламу.

Включаем МЕСЕ: вначале выбираем самые общие варианты решений, которые охватывают проблему целиком и объединяют вообще всё, что можно придумать. Как правило, таких вариантов не больше пяти.
Самые общие решения проблемы описывает бородатая профессиональная шутка электриков: «Все неисправности в оборудовании сводятся к двум: контакт есть там, где его быть не должно; контакта нет там, где он должен быть».
В нашем примере существует всего три глобальных способа увеличить продажи: повысить качество рекламы, удешевить продукцию и улучшить работу магазинов. По принципу МЕСЕ они совместно исчерпывающие, то есть добавить к ним ничего нельзя. Поэтому оставшиеся идеи нужно рассортировать по этим трём «корзинам»: ролик и флешмоб — к рекламе; продающие акции в магазинах, обучение продавцов, новый дизайн точек продаж — к улучшению магазинов.

Вот что выйдет:
Получается классическое дерево решений: на первом уровне глобальные, совместно исчерпывающие и взаимно исключающие варианты, которые полностью охватывают вообще всё, что можно сделать с этой задачей. Внутри них уже группируются конкретные предложения.

Выходит, что принцип МЕСЕ очень прост в теории — и это именно тот случай, когда проще показать, чем рассказывать. Поэтому мы приготовили три примера на закрепление материала, чтобы лушче понять, как им пользоваться.
Тренируемся на примерах
А если всё и так понятно — листайте вниз, там ждёт инструкция, как пользоваться МЕСЕ в презентациях.
Проблема
На часах 13.00, было бы неплохо пообедать.

Решения
Заказать доставку еды, приготовить самому, поесть в кафе.

В чём ошибка?
Части пазла пересекаются.
Решения «заказать еду» и «поесть в кафе» пересекаются по смыслу, потому что в обоих случаях еда будет готовой, вы только заплатите за неё.

Решения по МЕСЕ:
Приготовить самому, поесть готовое.
Проблема
В течение часа вам нужно сообщить директору фирмы-заказчика, что условия контракта изменились.

Решения
Позвонить, написать в мессенджерах.

В чём ошибка?
Не хватает одной части пазла. Кажется, что за час можно успеешь только позвонить или написать. Но в примере нет условий, что вы с клиентом вдалеке друг от друга — ничего не мешает приехать к нему в офис.

Решения по МЕСЕ:
Позвонить, написать, приехать в гости.
Проблема
В компании жёсткий распорядок, рабочий день начинается ровно в 8 утра. Сотрудники массово опаздывают на 5−15 минут.

Решения
Жёстче наказывать опоздавших, депремировать их начальников, трижды опоздавших — увольнять, назначить повышенную премию тем, кто не нарушает распорядок и дарить им отгулы.

В чём ошибка?
Все части пазла пересекаются, а одной не хватает.

Решения слишком конкретные и не исключают друг-друга. Штрафы и увольнения — «кнуты», способы ужесточить ответственность. Премии и отгулы — классические «пряники».

Другая проблема: решения не исчерпывают все варианты. Можно изменить распорядок, ввести свободный график или разрешить работать удалённо — тогда опоздания точно прекратятся.

Решения по МЕСЕ:
«Закрутить гайки» нарушителям, поощрять дисциплинированных, изменить график и режим работы.
Как применять МЕСЕ в презентациях
1. Действуйте по нашему алгоритму: сначала определите цель презентации и ожидаемый результат, и только потом приступайте к структуре. Чаще всего логические ошибки возникают тогда, когда спикер не совсем чётко представляет цель презентации, неточно формулирует проблему и ожидаемый эффект для аудитории.

2. Подумайте над самыми общими, простыми и даже очевидными решениями проблемы, о которой вы будете говорить на презентации. Обычно их не больше пяти. Это — главные смысловые блоки, «корзины» для более мелких идей.

3. Переходите к конкретным аргументам, которые будете приводить в пользу тех или иных решений. Смело выкладывайте всё, что приходит в голову, и записывайте в общий список. Когда закончите, начинайте сортировать их так, чтобы разложить каждую мысль по главным смысловым блокам-корзинам. Убирайте идеи, которые дублируют друг-друга, а близкие по смыслу объединяйте. С этой задачей поможет справиться принцип пирамиды Минто, мы написали о нём в отдельной статье.

4. Когда нарисуете дерево решений, приступайте к сценарию презентации: по порядку раскладывайте большие блоки мыслей, а внутри них — практические решения. Придерживайтесь формулы «проблема-решение-аргумент-ожидаемый результат».
Построить сценарий презентации помогает наш структуратор. Это те самые пазлы-карточки из начала статьи, которыми можно выстроить структуру любой презентации в мире. Карточки уже рассортированы по смысловым блокам, а внутри есть подсказки, что писать в каждом.

Создавайте крутые презентации и смело применяйте принцип МЕСЕ в любой коммуникации: в переписке, на деловых встречах и публичных выступлениях. Сохраните статью в закладки, чтобы ничего не забыть, или поделитесь ей в соцсетях, чтобы в мире вокруг стало больше хороших презентаций.
Подпишитесь на смысловую рассылку esprezo.
Каждый месяц отправляем новые программы, статьи и видео. Без спама.
Нажимая кнопку «Получать пользу», вы соглашаетесь c правилами обработки персональных данных.
ООО «Эспрезо», 2013-2019.
Давайте дружить
в соцсетях

Посмотрите варианты обучения
Изучите бесплат-
ную базу знаний

Получайте полезные материалы на почту
Нажимая «Подписаться», вы соглашаетесь
с правилами обработки персональных данных.
Узнайте о нас больше