Поделиться в соцсетях
«Дизайнеры в штате надёжнее аутсорса». Или нет?
Разбор подводных камней для всех, кто зарёкся иметь дело с фрилансерами.
Автор: Настя Стрельцова, главред esprezo
Эксперт: Лена Влацкая, креативный директор esprezo
18 ноября 2021
Если компания крупнее обувной мастерской, рано или поздно ей понадобится помощь дизайнера: сверстать убедительный лендинг; оформить пост в соцсети, который соберёт лайки и сделает охват; или отправить клиенту энергичное коммерческое предложение.

Когда расходы на дизайн-студии или фрилансеров растут вместе с объёмом задач, приходит логичная мысль — собрать собственную команду дизайнеров. Раз уж проектов набирается на полный рабочий день, кажется, что человек в штате обойдётся дешевле. А в идеальном мире ещё и проникнется культурой настолько, что начнёт считывать пожелания и правки руководства с полумысли.

Но с этим подходом не всё так очевидно. Разбираемся почему.
Поделиться в соцсетях
Дизайнеры в штате — надёжно, но есть нюансы в управлении командой
У собственной команды очевидные плюсы: большая часть сводится к гибкости.

Сотрудники максимально погружены в процессы компании. Готовы подхватывать все входящие задачи, всегда в доступе и строят работу так, как заведено в компании. Если отстроена прозрачная работа над проектами, легко отследить, на каком этапе задача.

Быстро перестраиваются под меняющиеся вводные — без допсоглашений и доплаты. Если в последний момент решили презентовать на конференции новую услугу и нужно срочно добавить несколько слайдов, цена вопроса — договорённости с командой, никакой оплаты сверх сметы.

Взаимодействовать всегда проще с коллегами. Уже знаешь, чего от них ожидать и что их мотивирует. А ещё людям в штате не нужно дополнительно объяснять, что у руководителя «аллергия» на зелёный цвет — они это поняли, ещё когда переделывали свой первый проект.
Подводные камни всплывают, как только руководитель собирает команду, начинает отстраивать процессы и сталкивается с реальными задачами.

Фактические расходы на команду = зарплата x 1,5. Ресурсы на найм, адаптацию, развитие, отпускные, больничные, налоги и взносы съедают ещё примерно 50% от зарплаты сотрудников.

Команде нужен тим-лид. Он распределит загрузку, отследит качество и даст обратную связь. Без толкового арт-директора работа быстро превратится в хаос и просядет качество.

Приходится учитывать человеческий фактор: выгорание, текучку, усталость. Людям свойственно внезапно увольняться, быть не в ресурсе или брать на себя больше задач, чем могут выполнить. Если завтра сдавать проект, а у Васи разгар экзистенциального кризиса — разбираться со сдвигающимися сроками, эмоциональным состоянием сотрудника или поиском нового дизайнера придётся руководителю.

У команд в штате есть «потолок» задач. Если загрузка на месяц уже спланирована, ничего срочного взять не получится. Нужно либо ставить другие задачи на паузу, либо просить людей работать сверхурочно. Дальше в дело вступает трудовое законодательство: оплачивать переработки в двойном размере дорого для компании. В итоге команда становится неповоротливой машиной — она вроде бы есть, но задачи тянутся месяцами.

Дизайнеры не универсальные бойцы. Если в компании разноплановые задачи — сегодня нужен анимационный ролик, а завтра сверстать рассылку — нужны разные дизайнеры под каждый тип задачи.

Внутренним командам не хватает взгляда со стороны. Сотрудники лучше всех разбираются в специфике своей компании, знают каждый пиксель в брендбуке и могут предвосхитить комментарии руководства. В реальной работе это может сбить с курса. Можно идеально попасть во вкусы руководителя, но результат не решит задачу, потому что у пресыщенной аудитории другие интересы.
Аутсорсинг дизайна — дорого, но качественно
и требует минимум усилий заказчика
Исторически работа с агентствами воспринимается как дорогое удовольствие.

Смена договорённостей тянет за собой увеличение сметы и допсоглашения. В этом смысле команды на аусорсе менее гибкие, чем в штате. Если начали работать над проектом, но внезапно изменились вводные или появились новые задачи — нужно заново договариваться о деньгах.

Внешней команде нужны подробные вводные. Прежде чем дизайнеры заберут задачу, заказчик должен обрисовать дорожную карту, чтобы прийти к точке назначения: откуда появилась задача и в чём цель; что приемлемо для компани, а что «слишком креативно» и т. д.

Нужно инвестировать время, чтобы найти подрядчиков, которые полностью устроят по качеству и подходу. Найти универсальных — и под видео, и под графический дизайн, и под сайты — отдельный квест. Есть опасение, что в процессе поиска придётся сразиться с необязательностью и провести пару разговоров глухого со слепым, пока не найдёте «ту самую» команду.
Часть минусов аутсорса снимется, если найти одного подрядчика и работать с ним постоянно. Когда команда глубоко погрузится в процессы, начнёт работать как дизайнеры в штате: не придётся объяснять детали, каждую новую задачу они будут делать быстрее и качественнее
Плюсы оправдывают стоимость: аутсорс экономит время руководителя и освобождает ресурс компании под стратегически важные задачи.

Команды на аутсорсе самостоятельны. Появилась задача — кидаете её в чат, всю головную боль вместе с ответственностью за качество и сроки берёт на себя агентство. Не нужно контролировать, организовывать, торопить, напоминать или переживать за сотрудников. Чаще всего клиент общается с аккаунт-менеджером и 1−2 людьми, чтобы погрузить в задачу. В остальное время только отсматривает и комментирует промежуточный результат.

Можно инвестировать время сотрудников в важные задачи, пока дизайн создают люди, которые лучше всего это умеют. Это хорошее решение для компаний, в которых дизайн — непрофильное направление: можно не распылять усилия на новую сферу.

Все обязанности работодателя ложатся на агентство. В отличие от людей в штате, за подрядчиков не нужно платить налоги и взносы. Если что-то не устроит — с ними легко расстаться.

Агентства решают задачи быстрее. В их интересах соблюдать дедлайны и не затягивать проект — от этого зависит оплата. Загрузка обычно гибкая: увеличивается пул задач — по договорённости агентство выделяет дополнительный ресурс. Откуда его взять — проблема агентства, не заказчика.
Главный плюс — качество: вместе с командой дизайнеров клиент покупает опыт агентства и обратную связь арт-директора. Внешняя команда смотрит на задачу шире. Может предложить решения, которые уже работали на практике в аналогичных ситуациях. Когда каждый день решаешь задачи разных компаний — насмотренность и опыт приобретаются по умолчанию. К тому же внешним специалистам проще не согласиться с мнением заказчика и аргументировать, почему оно не сработает, когда между ними нет иерархической стены.

Практически во всех внешних командах вместе с дизайнером в проекте участвует арт-директор. Это опция по умолчанию, поэтому можно не переживать, как перевести на дизайнерский язык: «Чувствую, что с этим шрифтом что-то не то». Когда у заказчика нет экспертизы, чтобы оценить качество дизайна, самый просто вариант — если технические детали поправит арт-директор, а заказчик о них даже не узнает.
Есть смысл собрать собственную команду, если готовы вкладываться в развитие
Задача — не просто нанять дизайнеров в штат, а построить полноценную команду дизайнеров в компании.

Начать собирать команду стоит с найма толкового арт-директора. В идеальной картине он возьмёт на себя задачи найма остальной команды, адаптации, обратной связи и в целом ответственность за результат.

Дизайнеров нужно обеспечить постоянным потоком задач. Если треть месяца они сидят без дела и не знают, чем себя занять — нет смысла держать людей в штате. Проще, если задачи типовые, потому что чем разнообразнее проекты, тем больше людей нужно нанять.
Допустим, каждый месяц вы выпускаете итоги компании в стильном PDF-документе, верстаете аккуратные презентации для коммерческих предложений, а к праздникам разрабатываете мерч в подарок партнёрам. Тогда получится ограничиться небольшой командой с конкретными компетенциями: например, пара графических дизайнеров и их тим-лид.

Если добавить в уравнение кастомные иллюстрации для постов в социальные сети или ролики о продукте, в команду нужны дополнительно иллюстратор и моушн-дизайнер.

Захотите статьи в блог или создать лендинг для нового продукта — нужен дизайнер, который разбирается в сайтах, а в идеале ещё и в UX-дизайне, и может продумать интуитивно понятный интерфейс.
Дополнительный ресурс в деньгах и времени руководителя нужно инвестировать в развитие. Какими бы осознанными ни были сотрудники, для полноценного роста нужна среда: разбор проектов, постоянная обратная связь, планы развития, тренировки soft и hard-навыков, обучение, конференции. Только тогда команда будет регулярно развивать насмотренность, предлагать рабочие решения и выдавать качество, ради которого вы её наймёте.
Итого: что выбрать-то
Если вы понимаете, что можете обеспечить постоянную загрузку спецам в штате и готовы регулярно вкладываться в их развитие — своя команда хороший вариант. Фактически вы растите людей под себя — в долгосрочной перспективе это выгодно.

Но если дизайн не основное направление, в компании нет ресурса, чтобы обеспечить арт-дирекшн и обучение, а поток задач плавающий — логичнее тратить ресурс сотрудников на развитие компании, а дизайн делегировать внешним специалистам, которые умеют это лучше всего и постоянно варятся в котле трендов. Выиграете в деньгах и качестве.
Поделиться в соцсетях