Автор:Фёдор Глумов, тренер esprezo по эмоциональному интеллекту Редактор: Яков Чайкин, esprezo
5 августа 2020
В статье про виды руководителей я рассказывал про одно из самых частых эго-состояний управленцев — роль «родителя». Такие руководители не дают подчинённым брать на себя ответственность и стремятся к тотальному контролю. В итоге часто делают всё сами, не доверяя сотрудникам.
Сегодня покажу типичные ошибки руководителя-родителя и объясню, как их избежать.
Поделиться в соцсетях
Ошибка № 1. Задавать несколько вопросов подряд
Руководитель спрашивает, подчинённый отвечает. Если ответ не устраивает — за ним сразу следует пояснение, а уже потом следующий вопрос.
— Как ты понимаешь, зачем ты ведёшь этот проект? — Чтобы получить премию. — Ок. А вот как я это понимаю: проект помогает компании […]. — Ага, ясно.
Ошибка № 2. Мучать вопросами
Руководитель ставит задачу: написать инструкцию. И вместо того, чтобы озвучить поручение прямо, начинает задавать наводящие вопросы:
— А как ты думаешь, что нужно сделать, чтобы передать эти функции новым сотрудникам без потери качества?
Это вопрос с готовым ответом. Сотрудник слышит родительские нотки и впадает в детское состояние.
Простые решения, как строить команду, проводить обучение сотрудников, экономить деньги и общаться с клиентами.
Бесплатная рассылка для HR, T&D и руководителей
Правильно — ставить задачу прямо
Если уже решили, что именно хотите поручить — не играйте в вопрос-ответ. Говорите по делу.
— Чтобы передать этот функционал без потери качества, нужна инструкция. Хочу, чтобы ты её сделал к концу недели. — Понял, сделаю.
Ошибка № 3. Опекать
Лучший способ разбаловать сотрудника — предоставлять ему ресурсы без объективного запроса. Это родительская опека, которая превращает подчинённого в ребёнка.
— Вот тебе новая гарнитура, чтобы ты делал больше звонков и лучше продавал.
— Вот тебе стажёр в помощь, а то тебе тяжело в последнее время. [Вот тебе курточка, а то ты замёрз].
Правильно — быть внимательным
Чтобы растить в сотруднике ответственность, нужно заменить опеку на заботу. Забота — зрелое проявление, она помогает людям взрослеть. Покажите, что вы готовы прийти на помощь, но дайте сотруднику право самому решать, когда она нужна:
— Если что-то понадобится, ты можешь обратиться ко мне.
Наши слова влияют на других
Наши слова и поступки прямо влияют на других людей — иногда неправильная интонация или привычка не замечать чужие чувства навсегда разрушает общение. О том, как правильно говорить с окружающими, рассказываю в рассылке «Вредные привычки в общении»: в 13 письмах объясняю самое важное об эмоциональном интеллекте простым языком и с жизненными примерами.