Представляем тех­но­ло­ги­че­ский биз­нес
инве­сто­рам: пре­зен­та­ция ком­па­нии
РСМ-системы

С чего начать, чтобы полу­чи­лась кру­тая инве­сти­ци­он­ная пре­зен­та­ция ком­па­нии? Понять запросы ауди­то­рии, сфор­му­ли­ро­вать ясную цель и так далее. Но если кли­ент раз­би­ра­ется в своей инду­стрии, то для кон­суль­тан­тов по пре­зен­та­циям про­ект начи­на­ется еще и с изу­че­ния биз­неса, о кото­ром пред­стоит рас­ска­зать: арома-маркетинг, фар­ма­цев­тика, ланд­шафт­ный дизайн, тех­но­ло­ги­че­ский кон­сал­тинг.
Без погру­же­ния в спе­ци­фику ком­па­нии полу­чаем обез­ли­чен­ные пре­зен­та­ции: напи­саны коря­вым язы­ком и оформ­лены чопорно, без идеи внутри.
задача
Сделать пре­зен­та­цию компании для инве­сто­ров: рас­ска­зать о «ноу-хау» и заинтересовать идеей вло­житься в раз­ви­тие биз­неса
Часть 1. Структура пре­зен­та­ции
Компания РСМ-системы обра­ти­лась к нам в октябре 2014 года. Среди инве­сто­ров были и потен­ци­аль­ные кли­енты. Это круп­ные про­из­во­ди­тели в сфере энер­ге­тики, добычи полез­ных иско­па­е­мых, маши­но­стро­е­ния и теле­ком­му­ни­ка­ций. РСМ-системы пред­ла­гают услуги по под­дер­жа­нию тех­ни­че­ского обо­ру­до­ва­ния в исправ­ном состо­я­нии. Поскольку биз­нес кли­ен­тов зави­сит от состо­я­ния тех­ники, важно, чтобы она рабо­тала как швей­цар­ский меха­низм. Представьте, что в ваш ком­пью­тер встро­ена система, кото­рая ана­ли­зи­рует про­из­во­ди­тель­но­сть устрой­ства и сооб­щает: при опре­де­лен­ном режиме экс­плу­а­та­ции мате­рин­ская плата вый­дет из строя X числа, а жест­кий диск — Z. Так вы защи­щены от вне­зап­ной поломки, потери дан­ных и денег на вос­ста­нов­ле­ние обо­ру­до­ва­ния.
Изучаем исходные материалы клиента
Когда погру­жа­ешься в биз­нес ком­па­нии, начи­на­ется тем­ный лес. Представьте себя выпуск­ни­ком лите­ра­тур­ного инсти­тута, когда вам нужно разо­браться в ракет­ном дви­га­теле. Та же ситу­а­ция была у меня, когда я выяс­нял, в чем заклю­ча­ется про­дукт РСМ-системы и как выгодно пока­зать отли­чия от кон­ку­ри­ру­ю­щих пред­ло­же­ний.

Почему важно разо­браться в биз­несе ком­па­нии и сде­лать «пере­вод» с тех­ни­че­ского на понят­ный язык? Целевая ауди­то­рия пре­зен­та­ции — не технари-инженеры, а инве­сторы, руко­во­ди­тели ком­па­ний и финан­со­вые спе­ци­а­ли­сты. Им важно понять идею без тех­ни­че­ских нюан­сов и убе­диться в выгод­но­сти пред­ло­же­ния. Поэтому я тща­тельно фор­му­ли­ро­вал про­бле­ма­ти­за­цию в начале пре­зен­та­ции, чтобы вызвать инте­рес ауди­то­рии, и чтобы чита­тель не закрыл мате­риал на тре­тьем слайде.
Продумываем драматургию презентации
Я исполь­зо­вал клас­си­че­ский план инве­сти­ци­он­ной пре­зен­та­ции, кото­рый вклю­чал про­бле­ма­тику, устрой­ство про­дукта, выгоды от внед­ре­ния, рынок, обзор кон­ку­рен­тов, бизнес-модель, планы и команду. Много рисо­вали на бумаге, исполь­зо­вали доску, чтобы видеть логику повест­во­ва­ния. Отдельную слож­но­сть пред­став­лял блок «как это рабо­тает». Требовался понят­ный при­мер, кото­рый бли­зок раз­ным отрас­лям биз­неса — целе­вой ауди­то­рии пре­зен­та­ции. Мы сде­лали с деся­ток эски­зов с иллю­стра­цией схемы работы и нашли спо­соб визу­а­ли­за­ции, о кото­ром — в сле­ду­ю­щей части рас­сказа.
Часть 2. Визуальная кон­цеп­ция
Клиент хотел полу­чить непе­ре­гру­жен­ную дета­лями пре­зен­та­цию. Но реко­мен­до­вал исполь­зо­вать метал­ли­че­ские эле­менты стиля, чтобы воз­ни­кали ассо­ци­а­ции с заво­дом и обо­ру­до­ва­нием. В каче­стве рефе­рен­сов мы полу­чили несколько метал­ли­че­ских тек­стур и таб­ли­чек, кото­рые мы позд­нее исполь­зо­вали для пла­шек с тек­стом при оформ­ле­нии слай­дов.
Поиск визуальных элементов для оформления концепта
Также мы обсу­дили слайды по отдель­но­сти и воз­мож­ные вари­анты визу­а­ли­за­ции. Ночные кош­мары обе­щал слайд про IT-ландшафт, о кото­ром гово­рил Александр. Затем собрали необ­хо­ди­мые рефе­ренсы, еще раз услы­шали от кли­ента слова «мини­ма­ли­стич­ный» и «метал­ли­че­ский» и при­ня­лись раз­ра­ба­ты­вать дизайн.

Было важно сохра­нить тон­кую грань между мини­ма­ли­стич­ной и метал­ли­че­ской сти­ли­сти­кой. Не хоте­лось сде­лать пере­гру­жен­ную визу­аль­ным мусо­ром пре­зен­та­цию, но и пустые слайды — не вари­ант. Чтобы сохра­нить чистоту и про­стоту слай­дов, исполь­зо­вали белый фон. Но в то же время под­го­то­вили ряд метал­ли­че­ских пла­шек для текста и ико­нок, а для заго­ловка решили обой­тись без них, иначе слайды полу­чи­лись бы тяже­лыми, как метал­ло­лом.
Пример слайда
Мы даже раз­ре­шили себе сти­ли­зо­вать лого­тип, доба­вив реа­ли­стич­но­сти за счет метал­ли­че­ской поверх­но­сти, кото­рую хотел кли­ент.
Через всю пре­зен­та­цию про­пу­стили тум­блеры: исполь­зо­вали их как буллит-поинты, пере­клю­чав­ши­еся от слайда к слайду — чтобы от вопро­сов перейти к отве­там, а от про­блемы — к реше­нию.
Щёлк и проблема решена!
Часть 3. Верстка слай­дов
Используя визу­аль­ную кон­цеп­цию, мы свер­стали боль­шин­ство слай­дов. Как и пред­ви­дели, слайд с IT-ландшафтом не давал покоя. Пришлось назна­чить допол­ни­тель­ную встречу с кли­ен­том, чтобы обсу­дить, как упро­стить схему. Решили, что часть схемы не нужна, и сосре­до­то­чи­лись на эле­мен­тах схемы и их функ­циях.
Процесс работы над инфографикой для IT-ландшафта
На встрече воз­никла идея собрать из этих эле­мен­тов завод, чтобы пока­зать: в слу­чае непра­виль­ного функ­ци­о­ни­ро­ва­ния пред­при­я­тие рабо­тает на износ. При вклю­че­нии РСМ в урав­не­ние повы­ша­ется отдача, и завод начи­нает рабо­тать лучше.
Финальная визуализация метафоры IT-ландшафта
Никак не полу­ча­лось прийти к понят­ной схеме, но поняли, что нужно сде­лать еще проще — взяли шесте­ренки в каче­стве эле­мен­тов и пока­зали, как идут дела на заводе с РСМ и без него.
Наглядно показываем, как завод работает с решением клиента и без него
Намучившись с этим слай­дом, вста­вили в пре­зен­та­цию инве­сти­ци­он­ные пока­за­тели, вклю­чили тум­блеры и пре­зен­то­вали финаль­ный про­дукт кли­енту.