Сначала определяемся, что нужно от людей на этапе изменений. Это зависит не только от контекста, но и от ваших намерений. Чего вы хотите от людей?
Вариант № 1. От людей ничего не нужно, изменения произойдут в любом случае и без их участия. В таких ситуациях проще всего погрузить людей в детство: забрать ответственность, убедить в беспомощности и подавить сопротивление.
Вариант № 2. Людям нужно будет потрудиться, чтобы изменения заработали. Тогда полезно поддерживать в них взрослое отношение — помочь понять, что происходит и как действовать в новых условиях.
Смотрите, в чём разница:
Погружать людей в детство
— Забирать ответственность
— Ловко подводить к решению
— Продавать идею, уговаривать
— Больше говорить
— Навязывать отношение
— Реагировать на сопротивление силой
— Шутить, развлекать, успокаивать
Поддерживать взрослое отношение
— Возвращать ответственность
— Прямо объявлять о решении
— Работать с пониманием, спрашивать
— Больше слушать
— Работать с восприятием
— Отвечать с заботой и интересом
— Предупреждать об угрозах
Второй способ кажется более сложным и рискованным: с одной стороны, мы забираем у себя полный контроль над ситуацией и предлагаем людям самим вникать в происходящее и задавать вопросы. На первый взгляд, это опрометчиво — мало ли, куда приведёт такой путь? Людям могут не понравиться изменения, и есть вероятность, что они прямо скажут о своём недовольстве.
В этом вся прелесть «взрослого» подхода — вы позволяете людям самим поработать над своим пониманием изменений. Так люди быстрее разберутся в ситуации, причинах изменений и их последствиях. Ваша задача — помогать им сделать правильные выводы, а не навязывать одно единственное, «правильное» отношение к изменениям.