Поделиться в соцсетях
Как руководителю говорить об изменениях
Когда вы сообщаете людям об изменениях, есть способ помочь им адаптироваться.
Автор: Фёдор Глумов, тренер esprezo по эмоциональному интеллекту
Редактор: Яков Чайкин, esprezo
22 июля 2020
Жизнь постоянно меняется, а к изменениям приходится адаптироваться. Звучит как прописная истина, но на деле любое нарушение привычного порядка вещей — испытание, потому что мозг привыкает экономить энергию и действовать шаблонно. Чтобы процесс изменений прошёл быстрее и с меньшим ущербом, лучше не оставлять процесс адаптации на самотёк, а помогать ей.

Когда вы сообщаете людям об изменениях, есть способ помочь им адаптироваться. Метод полезен руководителям, но пригодится вообще всем для повседневного общения — сообщать людям об изменениях, которых они не ждут или не воспримут с позитивом.
Поделиться в соцсетях
Два способа сообщить об изменениях
Сначала определяемся, что нужно от людей на этапе изменений. Это зависит не только от контекста, но и от ваших намерений. Чего вы хотите от людей?

Вариант № 1. От людей ничего не нужно, изменения произойдут в любом случае и без их участия. В таких ситуациях проще всего погрузить людей в детство: забрать ответственность, убедить в беспомощности и подавить сопротивление.

Вариант № 2. Людям нужно будет потрудиться, чтобы изменения заработали. Тогда полезно поддерживать в них взрослое отношение — помочь понять, что происходит и как действовать в новых условиях.

Смотрите, в чём разница:

Погружать людей в детство

— Забирать ответственность
— Ловко подводить к решению
— Продавать идею, уговаривать
— Больше говорить
— Навязывать отношение
— Реагировать на сопротивление силой
— Шутить, развлекать, успокаивать

Поддерживать взрослое отношение

— Возвращать ответственность
— Прямо объявлять о решении
— Работать с пониманием, спрашивать
— Больше слушать
— Работать с восприятием
— Отвечать с заботой и интересом
— Предупреждать об угрозах

Второй способ кажется более сложным и рискованным: с одной стороны, мы забираем у себя полный контроль над ситуацией и предлагаем людям самим вникать в происходящее и задавать вопросы. На первый взгляд, это опрометчиво — мало ли, куда приведёт такой путь? Людям могут не понравиться изменения, и есть вероятность, что они прямо скажут о своём недовольстве.

В этом вся прелесть «взрослого» подхода — вы позволяете людям самим поработать над своим пониманием изменений. Так люди быстрее разберутся в ситуации, причинах изменений и их последствиях. Ваша задача — помогать им сделать правильные выводы, а не навязывать одно единственное, «правильное» отношение к изменениям.
Как говорить по-взрослому
«Всё уже решено, вы уже ничего не измените» → «Я принял трудное решение, и мне нужна ваша помощь»

«И как вы думаете, какое решение нам подойдёт?» → «Вот что я решил»

«Будет не больно» → «Будет больно, но мы справимся»

«У всех это уже есть, и нам пора» → «Вот как я понимаю, зачем нам это…»

«Если будете сопротивляться, пожалеете» → «Если решите не идти за мной, я пойму»

«Будет так, потому что это наше будущее!» → «Как вы понимаете, зачем нам это?»

«Да ладно, не парьтесь, прорвёмся!» → «Я хочу прорваться, но это зависит от вас».
Простые решения, как строить команду, проводить обучение сотрудников, экономить деньги и общаться с клиентами.
Бесплатная рассылка для HR, T&D и руководителей
Главный секрет
Когда вы говорите с людьми, как со взрослыми, вы оставляете им право делать собственные выводы, испытывать собственные чувства и принимать собственные решения. Так вы демонстрируете уважение, а это располагает людей и подталкивает их действовать самостоятельно и брать на себя ответственность.
Поделиться в соцсетях