Эксперименты в пре­зен­та­циях:
три рабо­та­ю­щих тех­ники, как при­влечь
вни­ма­ние зри­те­лей

Презентаций огромное множество. Каждый день проходят форумы, встречи с клиентами и партнерами, выставки. Если вы выступаете на конференции, будьте уверены — вам придется конкурировать и в презентационной плоскости, а не только в вопросе преимуществ ваших товаров или услуг. Сейчас внимание зрителя получает тот, кто сумел выделиться (в хорошем смысле этого слова). Важно отметить, что даже несмотря на интересную тему доклада, бывает трудно привлечь и удержать внимание публики. Что же поможет вам быть заметным и провести отличную (отличную от других) презентацию?

Хотелось бы поделиться своими соображениями и наблюдениями, которые накопились за несколько лет практики в области индивидуальной подготовки спикеров к выступлениям.

Привлечь внимание и провести отличную презентацию поможет открытость к экспериментам. Что это такое? Это, прежде всего, желание выступить необычно. Выражается оно в готовности говорить не как все, стоять не там, где все, показывать слайды с не такими как у всех скучными и трудными для понимания графиками и так далее. Открытость и не боязнь пробовать новое.

Приведу несколько примеров из совершенно разных сфер, где именно открытость спикеров к экспериментам привела к положительному результату.
1. Шутите над собой.
Провоцируйте аудиторию
Мне приходится видеть огромное количество выступлений стартапов. Обычно эти выступления на голову выше, чем во многих других областях, в том числе в мире крупных корпораций, где зачастую есть свои «правила игры». Стартап-спикеры отличаются высокой креативностью и амбициозностью. Но по правде сказать, даже здесь не обходится без стандартных, скучных выступлений. И вот совсем свежий пример — 31-е рабочие выходные Harvest, которые проводил #tceh 17−19 октября. В финальную часть вышло 20 проектов, среди которых невозможно было не заметить три питча.

Mobilux, чей воздушный шар со «свечкой» внутри нельзя было не запомнить. А то, как выступал сам лидер проекта, никого не оставило равнодушным. От его энергетики, перемещений по сцене, активной жестикуляции и шикарного голоса, на мой взгляд, можно было запитать небольшой район города.
Михаил из Greezly. Если вас спросят, кто это, просто скажите «ар-р-р-р» и все поймут.
А почему бы и не пошутить вначале над собой?
Выступление Бориса из проекта, помогающего изучать английский язык, началось с приветствия на английском с отличным произношением. Конечно, снобы сразу начали морщиться, мол, он умничает и провоцирует. Есть немного, но это усилило эффект ключевой мысли, которую хотел донести спикер. Он не стал идти по традиционному и очевидному пути — через статистику о том, как мало людей знают язык. Взял и показал это наглядно.
Подписывайтесь на рассылку «Бесконтактные коммуникации».
11+ писем о правилах делового общения на удалёнке. Примеры, памятки, практический опыт.
2. Фантазируйте и показывайте
вещи со сцены
Три года назад мне довелось помогать одному мед-тех проекту. Суть в том, что у них было разработано устройство для автоматического проведения манипуляций с эритроцитными формами лекарств (когда препарат вводится прямо не в кровь, а сначала забираются эритроциты, в них загружается лекарство, а затем все возвращается в кровяное русло, причем осуществляется эта процедура вручную). Чтобы показать наглядно этот процесс, который мы называли «спасательным кругом для пациентов», мы придумали использовать завалявшуюся дома подушку, которая по своей форме напоминала эритроцит: красная, круглая, двояковогнутая. Спикер в какой-то момент брал ее и начинал рассказывать, как работает устройство. Разумеется, эти несколько секунд и движения по сцене с красным мягким предметом в руках привлекли внимание всех, а в итоге мы заняли призовое место на конкурсе технологических проектов.
С другим спикером мы решили накормить зрителей со сцены пирогами. Девушка презентовала перед инвесторами и журналистами свое кафе. Я предложил ей не просто рассказать про то, какая у них концепция и меню, какой маркетинг-план и финансовый прогноз, но и принести их топ-закуску, чтобы зрители оценили идею сполна. Она не испугалась, не стала говорить: «Ну-у, наверное, это будет слишком. Народ не поймет». Она сказала «отличная идея», а через пару дней я получил СМС с восторженными словами победителя.
3. Безумству храбрых поем мы песню!
Однако самый показательный пример, когда спикер не желал быть как все, есть у меня в области корпоративных презентаций. Готовил девушку из области аудита и консалтинга к выступлению в торгово-промышленной палате. Выступление предстояло перед очень серьезной публикой, состоящей из представителей крупного бизнеса и чиновников. Конечно, мы тщательнейшим образом продумали структуру ее выступления, отработали до мелочей фразы, продумали аргументацию. Цель ее заключалась в том, чтобы «запустить волну», всколыхнуть аудиторию и подтолкнуть всех к очень важной дискуссии, которую игнорируют. И когда дело дошло до тренировки ее выступления на сцене, я спросил: «Как будет устроен зал, где будете выступать?». Она нарисовала схему зала, рассказала про распорядок и те самые «правила игры». Я предложил выступать не из-за трибуны. Это трудно передать словами, но учитывая то, какое формальное там было мероприятие, это было весьма смелым предложением. Наверное, 90% спикеров бы покрутили мне у виска. Она согласилась с идеей, сказав, что рискнет ради достижения цели.

Для нее это было волевое решение (даже несмотря на имеющийся высокий статус). Она решила встать не за, а рядом с трибуной. И это минимальное отличие от других выступавших позволило ей быть не такой как все, лучше поддерживать контакт с залом, чтобы доносить важные мысли и подталкивать к обсуждению важных вопросов.

Есть еще много других примеров, когда спикер смотрел на свою презентацию как на возможность быть замеченным. И во многом людям помогали острое желание донести свои идеи и готовность экспериментировать. Привносите в свои презентации нестандартные ходы, добавляйте «фишки», привлекающие внимание и, конечно, тренируйтесь. Вы увидите эффект.