Поделиться в соцсетях
Как учиться, когда ты взрослый
6 советов от тренеров esprezo, которые помогут усваивать новую информацию проще и быстрее.
Автор: Игорь Сергеев, сценарист esprezo
Эксперты: Лилия Бикбова, партнёр esprezo и тренер по коммуникациям
Анастасия Воробьёва, тренер esprezo по презентациям
01 октября 2021
Учиться в школе было легче — мозг впитывал знания как губка. Мозг взрослого сопротивляется всеми силами: сложно найти мотивацию и время на развитие, страшно ошибиться и потратить силы впустую, приходится заставлять себя переучиваться.

Спойлер № 1 — если вы взрослый и вам сложно учиться, это нормально.

Спойлер № 2 — учиться «как в школе» — неэффективно.

Наши тренеры регулярно обучают взрослых презентациям, сторителлингу, переговорам, эмоциональному интеллекту и публичным выступлениям. Мы понимаем, с какими подводными камнями сталкиваются участники во время обучения, и дадим советы, как с этим справляться.
Поделиться в соцсетях
Совет 1. Не бойтесь учиться новому
Представьте: перед вами две коробки. Первая — пустая, вторая забита хрупкими предметами. Первую коробку легко наполнить чем угодно, а чтобы вместить что-то во вторую, нужно либо выбросить часть вещей, либо втиснуть новое так, чтобы остальное не разбилось.

Мозг взрослого — это вторая коробка с накопленным опытом и знаниями. Когда мы пытаемся вложить в мозг новую информацию, он боится, что привычный порядок пострадает.

Новые знания могут быть полезнее старых. Чтобы учиться эффективно, воспринимайте обучение не как врага, который пошатнёт привычную картину мира, а как возможность развиваться и становиться умнее.
Чтобы избавиться от страха, сделайте упражнение — разделите лист бумаги на две колонки. В первой напишите 5 вещей, которые вам важны при обучении. Во второй — что вы можете сделать, чтобы важные вещи сбылись. Упражнение поможет превратить большой и страшный страх в конкретные шаги, которые нужно пройти, чтобы снять опасения и учиться в удовольствие.
Ешьте слона по кусочкам, и тогда даже самый большой страх покажется пустяком
Совет 2. Продайте мозгу идею, что надо учиться
Авторитет и подчинение — основа обучения ребёнка. Учитель говорит: «Нужно выучить письмо Татьяны Лариной к следующему уроку». Зачем это нужно — непонятно, но мы всё равно зубрили стихотворение.

Для взрослых чужой авторитет не работает. Делать что-то просто так сложно — нужно понять, какую пользу принесут действия.
Польза может быть материальная — «Я учусь, чтобы получать больше денег за свою работу и тратить их на то, что приносит удовольствие». Или польза может быть как раз в удовольствии — «Я рисую картины пальчиковыми красками и кайфую от этого».
Чтобы захотеть учиться, нужно продать мозгу идею, что обучение будет полезно. Если мозг понимает, что обучение не принесёт ему ни денег, ни удовольствия, учиться будет сложно.
Совет 3. Возьмите на себя ответственность за обучение
В обучении есть три позиции. Первая — курортник. Человек будто лежит на шезлонге и ждёт, пока ему принесут коктейль из знаний с кусочками опыта.

Вторая позиция — пассажир. Человека словно куда-то везут, он впитывает новую информацию, но не пытается повлиять на процесс обучения.

Третья позиция — водитель. Человек сам прокладывает путь к знаниям, если что-то не нравится, сворачивает с дороги и ищет другой маршрут. Обучение с позиции водителя полезно — вы получаете новый интересный опыт, развиваете самостоятельность и достигаете результата, которого хотите вы, а не другие.

При обучении выбирайте позицию водителя. Найдите формат обучения, который удобен; задавайте вопросы преподавателю, если что-то непонятно; просите обратную связь; обсуждайте, можно ли выполнить дополнительные задания. Помните, что вы сами отвечаете за результат.
Простые решения, как строить команду, проводить обучение сотрудников, экономить деньги и общаться с клиентами.
Бесплатная рассылка для HR, T&D и руководителей
Совет 4. Создайте комфортные условия для обучения
Стресс и неудобства — плохое топливо для обучения. Если вы интроверт, то на очных занятиях может быть некомфортно — вы будете нервничать и переживать вместо того, чтобы усваивать информацию. Если вам, наоборот, важен живой контакт с преподавателем и другими учениками, выбирайте очный формат.

Комфорт зависит не только от формата обучения. Если сложно учиться дома, потому что отвлекают близкие, пойдите в библиотеку или кафе. Не можете долго концентрироваться — делайте небольшие перерывы, чтобы отвлечься. Вспомните, что доставляет вам удовольствие, и добавьте эти вещи в обучение. Станет гораздо легче.
Совет 5. Выбирайте образовательную программу под свою цель
Иногда правильно выбрать обучающий курс сложнее, чем его пройти. Только на Coursera, самом большой образовательном онлайн-проекте в мире, 5 000 курсов. А ещё есть Skillbox, курсы от университетов, инстаграм-марафоны и вебинары. Как выбрать образовательную программу из множества вариантов?

Первое, на что вы должны обратить внимание при выборе курса — результат, который вам обещают. Результат должен быть максимально конкретным.
Например, на нашем курсе по презентациям мы учим, как доносить мысли до разных аудиторий и убеждать с помощью презентации. Для этого мы рассказываем, как структурировать информацию, анализировать аудиторию и наглядно визуализировать идеи на слайдах с помощью простых приёмов. К концу курса участники выходят со своей полностью переделанной презентацией, если выполняют все задания.
Если результат сформулирован неочевидно, не стесняйтесь спрашивать у преподавателя, что вы будете уметь в конце обучения.

Вторая важная вещь при выборе обучения — как знания пригодятся вам в жизни. Убедитесь, что эта информация есть в программе обучения. На курсе может быть много интересной информации, но она будет бесполезной, если вам не расскажут, как применить её на практике.

Третье — кто создал образовательную программу. Обратите внимание на опыт экспертов и преподавателей, посмотрите их соцсети, поймите, нравится ли вам, как они доносят свои мысли. Если чувствуете, что вам нравится преподаватель и его подход к обучению, смело идите к нему.

Наконец, почитайте отзывы. На промостраницах курсов отзывы могут показаться слишком хвалебными. Если чувствуете, что вас обманывают, почитайте отзывы на сторонних ресурсах, попросите рассказать о курсе знакомых или свяжитесь с выпускниками.
Совет 6. Отслеживайте свои эмоции
Представьте — вы проходите образовательный курс и вдруг понимаете, что вам надоело. В этот момент важно не продолжать тянуть лямку, а остановиться и проанализировать, что вам не нравится. Выпишите всё, что вас бесит в обучении, и подумайте, можете ли вы изменить эти вещи.
Например, если вам не нравится, что лектор говорит медленно, смотрите записи занятий на скорости x2. Мало практических заданий или обратной связи? Поговорите с преподавателем о том, что вас волнует, вместе вы сможете найти решение.
Если не можете изменить то, что не нравится, вспомните о цели. Вы должны понимать, почему обучение для вас важно, и что произойдёт, если вы не получите эти знания. Достигнуть цели и результата — хорошая мотивация, чтобы продолжить учиться.

Даже если вы вспомнили, зачем вы учитесь, цель может показаться неважной. Это нормально, ведь вы развиваетесь, меняетесь и начинаете мыслить по-другому. Если изначальная цель перестаёт мотивировать, придумайте новую.

Если учиться не нравится, цель не мотивирует и поменять в обучении ничего нельзя, не нужно себя насиловать. Найдите новый способ обучения, который будет приносить удовольствие и пользу.
Помните, что вы учитесь, в первую очередь, для себя, а уже потом ради повышения, сертификата и одобрения близких

Никакое обучение не стоит бессонниц, переутомления и стрессов. Вы — самое важное, что есть в жизни. Слушайте себя и учитесь, только когда это нужно вам.
Поделиться в соцсетях