Как высту­пать на кон­фе­рен­циях. Плюсы и минусы пре­зен­та­ции Павла Гордейчука
Однажды пре­по­да­ва­тель по куль­ту­ро­ло­гии ска­зал нам, сту­ден­там, что походы в музеи и на выставки помо­гают гла­зам «при­вык­нуть к кра­си­вому». Точно так же дело обстоит с пуб­лич­ными выступ­ле­ни­ями. Да, пре­зен­та­ци­он­ные навыки лучше всего раз­ви­вать на прак­тике. Но смот­реть на выступ­ле­ния дру­гих людей тоже полезно: мы «при­вы­каем» к работе спи­ке­ров с ауди­то­рией, учимся видеть ошибки и «фишки» высту­па­ю­щих. Сегодня в руб­рике «Разбор поле­тов» я про­ана­ли­зи­рую выступ­ле­ние Павла Гордейчука, CEO Unitest, на кон­фе­рен­ции Agile Days 2014.
Какие при­емы были удач­ными, а где были ошибки?
+ Очевидный плюс спи­кера в том, что он исполь­зует юмор в пре­зен­та­ции. Уже с самых пер­вых фраз он пошу­тил и пока­зал себя как «живого», а не скуч­ного доклад­чика. Аудитория тоже «вол­ну­ется» («не будет ли это долго, не будет ли это скучно?»), поэтому спи­кер раз­веял сомне­ния и рас­по­ло­жил к себе зал.
- Однако Павел слиш­ком много ходит из сто­роны в сто­рону и ино­гда пол­но­стью раз­ры­вает зри­тель­ный кон­такт с ауди­то­рией. Создается впе­чат­ле­ние без­раз­лич­ного или пре­не­бре­жи­тель­ного отно­ше­ния к пуб­лике. Причин может быть много: от вол­не­ния (что вряд ли) до пло­хой под­го­тов­лен­но­сти и «сочи­не­ния» пре­зен­та­ции на ходу. В любом слу­чае нужно оста­нав­ли­ваться и гово­рить из одной точки, а через какое-то время менять пози­цию на сцене и «под­клю­чать» дру­гой сек­тор зри­тель­ного зала.
+ Вовлечение ауди­то­рии через прием «вопросы» с под­ня­тием рук. Обратите вни­ма­ние: Павел задает вопрос (напри­мер, «Есть ли здесь раз­ра­бот­чики?») и сам под­ни­мает руку. Жест пока­зы­вает ауди­то­рии, как отве­чать на вопрос. Люди реа­ги­руют, а это именно то, что нужно спи­керу.
+ Павел посто­янно в диа­логе с ауди­то­рией. Его пре­зен­та­цию нельзя назвать моно­ло­гом или скуч­ным докла­дом, словно он один в зале. Он реа­ги­рует на шутки ауди­то­рии, пере­бра­сы­ва­ется фра­зами с сидя­щими по бли­зо­сти зри­те­лями. Такая интер­ак­тив­но­сть идет пре­зен­та­циям на пользу.
- В начале речи недо­ста­точно акту­а­ли­зи­ро­вана про­блема в пре­зен­та­ции. Почему ауди­то­рии важно про­слу­шать доклад? Отчетливого ответа в начале выступ­ле­ния нет. Люди под­няли в зале руки, ожи­да­емо обна­ру­жили, что вокруг них сидят такие же раз­ра­бот­чики, а далее Павел сде­лал ском­кан­ный пере­ход к про­блеме из одной фразы. Нужно четче пока­зы­вать цен­но­сть не только своих пред­ло­же­ний или идей, но и самой пре­зен­та­ции. Следовало подроб­нее обри­со­вать ситу­а­цию, кото­рая встре­ча­ется в работе при­сут­ству­ю­щих дирек­то­ров и раз­ра­бот­чи­ков, вза­и­мо­дей­ству­ю­щих с гос­сек­то­ром.
+/- Разминка с мас­са­жем. Спорное, хотя и сра­бо­тав­шее дей­ствие спи­кера. Не все любят подоб­ные актив­ност: нужно быть уве­рен­ным в том, что дан­ная ауди­то­рия вос­при­мет это с юмо­ром, а не сопро­тив­ле­нием.
- Абсолютно непри­ем­лемо, что спи­кер посто­янно погля­ды­вал на экран во время такой «про­стой» части выступ­ле­ния как пред­став­ле­ние себя. Это выгля­дит странно. Самопрезентация полу­чи­лась фор­маль­ной и неизоб­ре­та­тель­ной. Я бы реко­мен­до­вал исполь­зо­вать сто­ри­тел­линг во вступ­ле­нии и рас­ска­зать неболь­шую исто­рию о себе.
- Одна из самых боль­ших оплош­но­стей спи­кера в том, что на 7:45 он замер на секунду на экране со слай­дами, задум­чиво ска­зал «Так, ну что тут еще? Ну… про каче­ство понятно…», пере­клю­чил туда-обратно слайд и про­дол­жил выступ­ле­ние. Здесь он выдал себя и пока­зал недо­ста­точ­ную под­го­тов­лен­но­сть. Если спи­кер пере­ска­ки­вает со слайда на слайд, воз­вра­ща­ется назад, а еще добав­ляет что-то в духе «ну это понятно, это вам не надо» — ауди­то­рия все видит и пони­мает. Что делать? Готовиться и знать свои слайды наизусть.
- Отдельно стоит ска­зать про слайды. Во-первых, они не везде согла­со­ваны с содер­жа­нием речи Павла. Местами скла­ды­ва­лось впе­чат­ле­ние, что спи­кер и слайды гово­рят про раз­ное. Во-вторых, заго­ловки не соот­вет­ствуют осталь­ному содер­жа­нию слай­дов (напри­мер, отсле­дите это на слайде с заго­лов­ком «почему гос­сек­тор»). В-третьих, текст набран Caps Lock, что затруд­няет чте­ние, а шрифт выбран базо­вый и скуч­ный. В-четвертых, ста­ро­мод­ная сти­ли­стика PowerPoint, дизай­нер­ских реше­ний нет.
+ Хорошее заклю­че­ние с при­зы­вом в конце пре­зен­та­ции. К сожа­ле­нию, мно­гие спи­керы или не успе­вают вовремя подойти к финалу соб­ствен­ной пре­зен­та­ции, или попро­сту не умеют гра­мотно завер­шить речь. У Павла же можно уви­деть и при­зыв в адрес руко­во­ди­те­лей, и поже­ла­ние раз­ра­бот­чи­кам.
Но глав­ный вывод, кото­рый я сде­лал: в выступ­ле­нии отсут­ство­вал «message». После вто­рого про­смотра видео-записи я спро­сил себя: что я вынес из пре­зен­та­ции, в чем была клю­че­вая идея? Я не нашел чет­кого ответа. Но ведь именно «message» — это то, с чем ауди­то­рия оста­нется после окон­ча­ния пре­зен­та­ции. Очень важно, чтобы глав­ную мысль уло­вил каж­дый зри­тель, иначе пре­зен­та­ция ста­нет про­стым запол­не­нием эфир­ного вре­мени. Спрашивайте себя на самом началь­ном этапе под­го­товки: «Какую глав­ную мысль я буду транс­ли­ро­вать в выступ­ле­нии?» Это помо­жет при­дер­жи­ваться общей линии повест­во­ва­ния и остав­лять нуж­ное «после­вку­сие» в итоге.
Соглашение об обработке персональных данных

Настоящим, в целях исполнения положений ФЗ РФ № 152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных», я даю свое согласие на обработку ООО «Эспрезо» (далее — «Общество»), его партнерами и контрагентами моих персональных данных и предоставляю право совершать все действия (операции) со своими персональными данными, включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, распространение (в том числе передачу), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение. Согласие распространяется на информацию, вводимую в полях регистрации данного сайта Общества.

Настоящее согласие действует до дня его отзыва Пользователем в письменной форме. Данное согласие может быть отозвано путем направления письменного отзыва по месту нахождения ООО «Эспрезо» по почте или путем направления электронного письма на адрес электронной почты info@esprezo.ru. В указанном случае ООО «Эспрезо» прекращает обработку и уничтожает персональные данные Пользователя в срок, не превышающий 30 (тридцати) календарных дней с даты получения соответствующего отзыва.