Как высту­пать на кон­фе­рен­циях. Плюсы и минусы пре­зен­та­ции Павла Гордейчука

Однажды пре­по­да­ва­тель по куль­ту­ро­ло­гии ска­зал нам, сту­ден­там, что походы в музеи и на выставки помо­гают гла­зам «при­вык­нуть к кра­си­вому». Точно так же дело обстоит с пуб­лич­ными выступ­ле­ни­ями. Да, пре­зен­та­ци­он­ные навыки лучше всего раз­ви­вать на прак­тике. Но смот­реть на выступ­ле­ния дру­гих людей тоже полезно: мы «при­вы­каем» к работе спи­ке­ров с ауди­то­рией, учимся видеть ошибки и «фишки» высту­па­ю­щих. Сегодня в руб­рике «Разбор поле­тов» я про­ана­ли­зи­рую выступ­ле­ние Павла Гордейчука, CEO Unitest, на кон­фе­рен­ции Agile Days 2014.
Какие при­емы были удач­ными, а где были ошибки?
+ Очевидный плюс спи­кера в том, что он исполь­зует юмор в пре­зен­та­ции. Уже с самых пер­вых фраз он пошу­тил и пока­зал себя как «живого», а не скуч­ного доклад­чика. Аудитория тоже «вол­ну­ется» («не будет ли это долго, не будет ли это скучно?»), поэтому спи­кер раз­веял сомне­ния и рас­по­ло­жил к себе зал.
- Однако Павел слиш­ком много ходит из сто­роны в сто­рону и ино­гда пол­но­стью раз­ры­вает зри­тель­ный кон­такт с ауди­то­рией. Создается впе­чат­ле­ние без­раз­лич­ного или пре­не­бре­жи­тель­ного отно­ше­ния к пуб­лике. Причин может быть много: от вол­не­ния (что вряд ли) до пло­хой под­го­тов­лен­но­сти и «сочи­не­ния» пре­зен­та­ции на ходу. В любом слу­чае нужно оста­нав­ли­ваться и гово­рить из одной точки, а через какое-то время менять пози­цию на сцене и «под­клю­чать» дру­гой сек­тор зри­тель­ного зала.
+ Вовлечение ауди­то­рии через прием «вопросы» с под­ня­тием рук. Обратите вни­ма­ние: Павел задает вопрос (напри­мер, «Есть ли здесь раз­ра­бот­чики?») и сам под­ни­мает руку. Жест пока­зы­вает ауди­то­рии, как отве­чать на вопрос. Люди реа­ги­руют, а это именно то, что нужно спи­керу.
+ Павел посто­янно в диа­логе с ауди­то­рией. Его пре­зен­та­цию нельзя назвать моно­ло­гом или скуч­ным докла­дом, словно он один в зале. Он реа­ги­рует на шутки ауди­то­рии, пере­бра­сы­ва­ется фра­зами с сидя­щими по бли­зо­сти зри­те­лями. Такая интер­ак­тив­но­сть идет пре­зен­та­циям на пользу.
- В начале речи недо­ста­точно акту­а­ли­зи­ро­вана про­блема в пре­зен­та­ции. Почему ауди­то­рии важно про­слу­шать доклад? Отчетливого ответа в начале выступ­ле­ния нет. Люди под­няли в зале руки, ожи­да­емо обна­ру­жили, что вокруг них сидят такие же раз­ра­бот­чики, а далее Павел сде­лал ском­кан­ный пере­ход к про­блеме из одной фразы. Нужно четче пока­зы­вать цен­но­сть не только своих пред­ло­же­ний или идей, но и самой пре­зен­та­ции. Следовало подроб­нее обри­со­вать ситу­а­цию, кото­рая встре­ча­ется в работе при­сут­ству­ю­щих дирек­то­ров и раз­ра­бот­чи­ков, вза­и­мо­дей­ству­ю­щих с гос­сек­то­ром.
+/- Разминка с мас­са­жем. Спорное, хотя и сра­бо­тав­шее дей­ствие спи­кера. Не все любят подоб­ные актив­ност: нужно быть уве­рен­ным в том, что дан­ная ауди­то­рия вос­при­мет это с юмо­ром, а не сопро­тив­ле­нием.
- Абсолютно непри­ем­лемо, что спи­кер посто­янно погля­ды­вал на экран во время такой «про­стой» части выступ­ле­ния как пред­став­ле­ние себя. Это выгля­дит странно. Самопрезентация полу­чи­лась фор­маль­ной и неизоб­ре­та­тель­ной. Я бы реко­мен­до­вал исполь­зо­вать сто­ри­тел­линг во вступ­ле­нии и рас­ска­зать неболь­шую исто­рию о себе.
- Одна из самых боль­ших оплош­но­стей спи­кера в том, что на 7:45 он замер на секунду на экране со слай­дами, задум­чиво ска­зал «Так, ну что тут еще? Ну… про каче­ство понятно…», пере­клю­чил туда-обратно слайд и про­дол­жил выступ­ле­ние. Здесь он выдал себя и пока­зал недо­ста­точ­ную под­го­тов­лен­но­сть. Если спи­кер пере­ска­ки­вает со слайда на слайд, воз­вра­ща­ется назад, а еще добав­ляет что-то в духе «ну это понятно, это вам не надо» — ауди­то­рия все видит и пони­мает. Что делать? Готовиться и знать свои слайды наизусть.
- Отдельно стоит ска­зать про слайды. Во-первых, они не везде согла­со­ваны с содер­жа­нием речи Павла. Местами скла­ды­ва­лось впе­чат­ле­ние, что спи­кер и слайды гово­рят про раз­ное. Во-вторых, заго­ловки не соот­вет­ствуют осталь­ному содер­жа­нию слай­дов (напри­мер, отсле­дите это на слайде с заго­лов­ком «почему гос­сек­тор»). В-третьих, текст набран Caps Lock, что затруд­няет чте­ние, а шрифт выбран базо­вый и скуч­ный. В-четвертых, ста­ро­мод­ная сти­ли­стика PowerPoint, дизай­нер­ских реше­ний нет.
+ Хорошее заклю­че­ние с при­зы­вом в конце пре­зен­та­ции. К сожа­ле­нию, мно­гие спи­керы или не успе­вают вовремя подойти к финалу соб­ствен­ной пре­зен­та­ции, или попро­сту не умеют гра­мотно завер­шить речь. У Павла же можно уви­деть и при­зыв в адрес руко­во­ди­те­лей, и поже­ла­ние раз­ра­бот­чи­кам.
Но глав­ный вывод, кото­рый я сде­лал: в выступ­ле­нии отсут­ство­вал «message». После вто­рого про­смотра видео-записи я спро­сил себя: что я вынес из пре­зен­та­ции, в чем была клю­че­вая идея? Я не нашел чет­кого ответа. Но ведь именно «message» — это то, с чем ауди­то­рия оста­нется после окон­ча­ния пре­зен­та­ции. Очень важно, чтобы глав­ную мысль уло­вил каж­дый зри­тель, иначе пре­зен­та­ция ста­нет про­стым запол­не­нием эфир­ного вре­мени. Спрашивайте себя на самом началь­ном этапе под­го­товки: «Какую глав­ную мысль я буду транс­ли­ро­вать в выступ­ле­нии?» Это помо­жет при­дер­жи­ваться общей линии повест­во­ва­ния и остав­лять нуж­ное «после­вку­сие» в итоге.