Давайте решим вашу задачу
Заполните, пожалуйста, форму, чтобы мы поняли, чем можем помочь — сделать для вас коммуникационный проект, провести корпоративный тренинг или записать на открытое или онлайн-обучение. Если что, звоните: +7 495 926 09 88. Отвечаем на заявки с понедельника по четверг.
Выберите, чем мы можем помочь
Нажимая кнопку «Оставить заявку», вы соглашаетесь
на обработку персональных данных.
Давайте решим вашу задачу
Заполните, пожалуйста, форму, чтобы мы поняли, чем можем помочь — сделать для вас коммуникационный проект, провести корпоративный тренинг или записать на открытое или онлайн-обучение. Если что, звоните: +7 495 926 09 88. Отвечаем на заявки с понедельника по четверг.
Выберите, чем мы можем помочь
Нажимая кнопку «Оставить заявку», вы соглашаетесь
на обработку персональных данных.
 
Оставьте заявку — вместе
подумаем над вашей задачей:
Свяжемся, чтобы составить понимание
задачи → сделаем предложение и защитим → начнём проект.
Если что, звоните: +7 (495) 108-48-35. Отвечаем на заявки
с понедельника по пятницу.
Выберите, чем вам помочь

Покажите реальность: почему в презентации важны мокапы

Объясняем, почему мокап — больше, чем просто макет.
Автор: Яков Чайкин, редактор esprezo
Эксперт: Лилия Бикбова, партнёр esprezo и тренер по презентациям

7 мая 2020
Мокап (англ. mockup или mock-up) — в дословном переводе «макет», а в привычном смысле — изображение реального предмета, на которое можно наложить дизайн логотипа, обложки или скриншот. Мокапы нужны, чтобы показать, как изображаемый объект — например, экран программы — будет выглядеть в реальной жизни.

Статья пригодится всем, кто часто презентует продукты и услуги. В материале объясняем, почему использовать мокапы важно для человеческого восприятия и что будет, если их проигнорировать.

В конце делимся подборкой сервисов, которые помогут найти подходящий мокап и правильно оформить скриншоты для презентации.
Ошибка, которая испортит презентацию
Начнём с антипримера: однажды начинающая IT-студия сделала для клиента мобильное приложение. Результаты работы программисты презентовали на проекторе в офисе заказчика.

Студия сделала красивые слайды с прямоугольными картинками экранов приложения и показывала, как они будут меняться в ответ на действия пользователя. И всё бы хорошо, но по неопытности разработчики не вставили экраны своего приложения в мокап смартфона. Тут и начались проблемы.
Без мокапа пропорции скриншота кажутся неестественными. Экран приложения «повис» в воздухе, и его реальные пропорции в телефоне представить сложно. Приложение: Alarm Clock Xtreme Free
Заказчик смотрит на большой экран проектора и плохо представляет, как приложение будет смотреться на маленьком экране телефоне. Начинаются замечания.

«Вот эта кнопка слишком большая, а здесь огромный шрифт. У людей же небольшие экраны, ничего не поместится. А знаете, всё вообще какое-то „кирпичное“. Давайте хотя бы шрифт сделаем рукописным, чтобы стало красивее», — говорит он.

Разработчики возражают, что на телефоне всё будет выглядеть меньше: кнопка будет как раз такой, чтобы попадать пальцем. Ведущий дизайнер студии говорит, что шрифт подбирали экспериментально, чтобы хорошо читался при маленьком размере, а рукописный будет сложно разобрать.

К несчастью, представить в голове меньший масштаб заказчику трудно. Клиенту кажется, что он прав, а его замечания не воспринимают всерьёз. Отношения портятся, заказчик думает, что нанял неразумных студентов. Замечаний становится больше, недоверие растёт, сроки затягиваются. И, хотя студия поняла свою ошибку и на следующей встрече презентовала работу в мокапах, из-за проваленных сроков оплату за проект урезали.
С мокапом у экрана приложения появились естественные границы. Представить реальный размер элементов на экране стало проще — для этого достаточно сопоставить их с размерами рамок и экрана смартфона. Приложение: Alarm Clock Xtreme Free
Мокап — больше, чем просто макет
Мокап — способ создать вокруг объекта реальность и вдохнуть в него жизнь.

Когда IT-cтудия показала заказчику приложение без мокапа, клиент увидел прямоугольное изображение на слайде, а не экран мобильного телефона. При попытке мысленно наложить увиденное на реальный размер происходило искажение, пропорции шрифта и кнопок казались заказчику нереалистичными.

В голове у клиента изображение на слайде и реальный мир существовали порознь. В этом главная задача мокапа — «привязать» то, что вы показываете, к реальности.
Всё дело в нашем восприятии. Любой предмет в реальном мире мы распознаём по двум составляющим: через его физические свойства и «отношения» с другими вещами.

Возьмём шариковую ручку. Органы чувств фиксируют её физические свойства: продолговатая, цилиндрическая, блестящая, пластмассовая. Под такое описание подходит что угодно: цветной фломастер, трубочка для коктейля, жердь для попугая или цилиндрический тюбик с мыльными пузырями.

Мы понимаем, что перед нами ручка, зная, как этот набор физических характеристик взаимодействует с окружающим миром. Если взять ручку, поднести к листу бумаги на столе и провести по нему, получится линия. Именно связь с другими вещами из реального мира делает из «пластмассовой штуковины» ручку.

Это наблюдение кажется банальным, когда речь идёт о простых бытовых вещах. Но что если перед вами предмет, который вы видите впервые?

На популярном англоязычном ресурсе reddit существует отдельная ветка обсуждения r/whatisthisthing, где пользователи публикуют фото неизвестных вещей, а другие участники помогают понять их предназначение. Обсуждение загадочных предметов показывает ситуацию, когда связь предмета с реальностью неясна. Чтобы описать вещь, люди сравнивают её с чем-то визуально похожим. Например, с консервным ножом в третьем примере: *https://clck.ru/NJvfm.
* Роскомнадзор заблокировал Telegram, поэтому последняя ссылка может не открыться. Чтобы перейти на сайт подключите VPN-сервис. Например: Windscribe, Hotspot Shield, TunnelBear или NordVPN.
В этом смысл мокапа: если его не использовать, предмет лишается своей привязки к другим объектам, и человеку становится сложно правильно интерпретировать то, что он видит. В случае с презентациями — то, что показано на слайде. Благодаря мокапу зритель сразу воспринимает предмет как часть реального мира, а не вещь «в вакууме».
Когда пригодятся мокапы
Общее правило: если вам нужно показать то, что реально существует — используйте мокап, который эту реальность передаст. Хотите показать скриншот с ноутбука или изображение на телевизоре? Используйте мокапы ноутбука и телевизора: в нашей бесплатной Базе знаний есть сервисы, которые с этим помогут.

Мокап — это не только способ оформлять изображения на экранах устройств. Мокапом может быть что угодно: макет книги, обложку которой вы нарисовали; или модель комнаты, в которой будет стоять новая мебель. Ещё один простейший пример мокапа — манекен для одежды.

Дизайнеры рекламы демонстрируют, как будет смотреться плакат, используя реальную фотографию конкретного билборда. Проект рекламы просто накладывают на билборд в графическом редакторе.

Архитекторы показывают проекты зданий, помещая их на своё будущее место, чтобы люди понимали, как объект будет выглядеть в городской среде.
«Хрустальный корабль» — концепция развития Охтинского мыса в Санкт-Петербурге. Здание в центре только предстоит построить, но его проект уже интегрирован в реальный ландшафт города. Фото: «Газпром нефть»
Важно не перестараться. Не используйте макеты «для стиля», вставляйте в мокап только то, что зрителям будет важно представить в реальности. Например, чертёж здания для презентации профессиональным строителям вряд ли нужно накладывать на виды города — у чертежа иная задача.
Что запомнить
  1. В презентациях продуктов всегда используйте мокапы. Они помогают зрителю понять масштаб и место объекта среди других вещей в реальном мире. Воспользуйтесь нашей подборкой сервисов — мы собрали лучшие.

  2. Мокапы — не только изображения телефонов и ноутбуков. Речь про всё, что имеет смысл изобразить на модели реальности: обложку на книге, принт на чашке или футболке, рекламный плакат на билборде.

  3. Не переборщите — вставляйте в мокап только то, что поможет зрителю представить объект в реальном мире. Не вставляйте в экраны монитора всё подряд.
Что запомнить
  1. В презентациях продуктов всегда используйте мокапы. Они помогают зрителю понять масштаб и место объекта среди других вещей в реальном мире. Воспользуйтесь нашей подборкой сервисов — мы собрали лучшие.

  2. Мокапы — не только изображения телефонов и ноутбуков. Речь про всё, что имеет смысл изобразить на модели реальности: обложку на книге, принт на чашке или футболке, рекламный плакат на билборде.

  3. Не переборщите — вставляйте в мокап только то, что поможет зрителю представить объект в реальном мире. Не вставляйте в экраны монитора всё подряд.
Подпишитесь на смысловую рассылку esprezo.
Каждый месяц отправляем новые программы, статьи и видео. Без спама.
Нажимая кнопку «Получать пользу», вы соглашаетесь c правилами обработки персональных данных.
ООО «Эспрезо», 2013-2019.
Давайте дружить
в соцсетях

Посмотрите варианты обучения
Изучите бесплат-
ную базу знаний

Получайте полезные материалы на почту
Нажимая «Подписаться», вы соглашаетесь
с правилами обработки персональных данных.
Узнайте о нас больше