Поделиться в соцсетях
Мною манипулируют на работе: как быть?
Рассказываем, почему не стоит начинать войну против манипуляторов и как отстоять свои границы.
Автор: Влада Мамонова, редактор esprezo.
Эксперт: Фёдор Глумов тренер по переговорам и эмоциональному интеллекту.
25 февраля 2021
Бывает, коллега вечером пятницы просит помочь со срочной задачей возмущённым тоном: «Ты же не бросишь меня в офисе и не пойдёшь веселиться один? Я думал, что мы друзья…».

Постоянный клиент подкидывает задачи, о которых не договаривались, так, будто это даже не обсуждается: «Ведь вы профессионалы и сможете уложиться в сроки. Мы на вас рассчитываем».

Руководитель даёт срочное поручение на выходные и не забывает польстить вашему профессионализму: «Могу доверить только тебе. Больше такую презу никто не сверстает. А без неё всё пропало, и прибыльный проект уйдёт к конкурентам».

Сначала вы быстро соглашаетесь, поддавшись благородному порыву или чувству вины, а потом ощущаете досаду и возмущение — ведь на вас повесили чужую работу или склонили к невыгодным условиям.

Так действуют манипуляции. Но не спешите в праведном гневе обличать «манипуляторов» и начинать войну за экологичное общение. Как быть, рассказываем в статье.
Поделиться в соцсетях
Манипуляция — просто инструмент, который подходит не для всех ситуаций, а не зло, с которым нужно бороться
Манипуляция не называет цель прямо, но подталкивает собеседника в нужную сторону, давит на эмоции — страх, вину, жалость, стыд.

Люди научились манипулировать ещё в детстве, когда было достаточно расплакаться, чтобы привлечь внимание родителей и вызвать сочувствие. Способ доказал свою эффективность, поэтому взрослые тоже его используют, чтобы получить результат здесь и сейчас.
Есть долгосрочная проблема: постоянные манипуляции разрушают доверие. Людям не нравится, когда ими манипулируют, и они осторожничают с теми, кто однажды такое проделал.
Допустим, коллеге нужна помощь с задачей, потому что заболел ребёнок:
Скорее всего, коллега добьётся цели — ей предложат помощь. Но, если ситуация повторится несколько раз, в один прекрасный день коллега обнаружит, что обратиться за помощью не к кому — люди будут напрягаться при одном её появлении. Когда человек вынужден предложить помощь, чтобы не выглядеть бессердечным, он неосознанно чувствует досаду и старается уйти от общения.

При этом вряд ли коллега намеренно создаёт ситуацию, где в случае отказа собеседник испытает муки совести. Просто у неё проблемы, и она выбирает кратчайший путь, который приведёт к результату.

Если не воспринимать манипуляции как повод для войны, реагировать спокойно становится гораздо проще.
«Представляешь, презентацию сдавать завтра, сидеть с ней до утра. А у меня ребёнок дома болеет — вторую ночь толком не спим. Даже не знаю, как всё успею».
Не спешите «выводить манипулятора на чистую воду» — это может только усугубить ситуацию
Манипуляции заставляют человека испытывать страх, вину или стыд — это неприятно. Под воздействием эмоций легко наговорить лишнего и ввязаться в ссору. Мы собрали несколько типичных реакций на манипуляции, которым точно не стоит поддаваться.
Представьте ситуацию: двое сотрудников выбрали одинаковые даты для отпуска, но одновременно уйти не могут, иначе встанет работа отдела. Один коллега успел забронировать слот, а второму придётся перепланировать отдых, и его это злит. Сделать он ничего не может, поэтому использует пассивную агрессию, чтобы вызвать в более удачливом коллеге чувство вины.
Сейчас покажем, как попытки «вывести манипулятора на чистую воду» приводят к конфликту в одной и той же ситуации.
Обвинения в нечестной игре. Возможно, собеседник применил манипуляцию не специально, и резкая реакция его обидит. Коллега больше не будет приставать с просьбами, но и нормальных рабочих отношений построить уже не получится. Если коллега манипулировал сознательно, то попытка вывести его на чистую воду вызовет гнев и желание отомстить, ведь его игра провалилась.
— Забавно, что ты вдруг решил уйти в отпуск в те же даты, что и я. Я не злюсь, просто ситуация интересная.
— Это же манипуляция чистой воды! Хочешь, чтобы я почувствовал себя виноватым?!
— Ты меня сейчас манипулятором назвал?!
Оправдания и лишние извинения. Оправдывающийся тон — сигнал для манипулятора, что он на верном пути. Стратегия сработала, поэтому он может продолжать внушать чувство вины, а это совсем не то, что нужно для выхода из ситуации.
— Забавно, что ты вдруг решил уйти в отпуск в те же даты, что и я. Я не злюсь, просто ситуация интересная.
— Ой, прости. Я не знал, что у тебя тоже отпуск. Мне просто друзья путёвку подарили, ну я и решил…
— Интересно, конечно получается. Я же рассказывал, что уезжаю с семьёй и что этот отдых ещё три месяца назад запланировал!
Нападение. Если манипулятор действовал сознательно и хотел вывести собеседника на эмоции, то у него получилось. Теперь он может смело рассказывать, как коллега не принимает критику, психует по пустякам и создаёт нерабочую обстановку.
— Забавно, что ты вдруг решил уйти в отпуск в те же даты, что и я. Я не злюсь, просто ситуация интересная.
— Ты тут не один в компании работаешь, я под тебя подстраиваться не должен! Хочешь в отпуск, думай заранее!
— А что ты завёлся-то? Я же просто сказал. С клиентами ты так же разговариваешь на встречах? Теперь понятно, почему у нас выручка падает.
Я-высказывание. В рабочем контексте такое высказывание может восприниматься как чрезмерное увлечение популярной психологией и просто действовать на нервы.
— Забавно, что ты вдруг решил уйти в отпуск в те же даты, что и я. Я не злюсь, просто ситуация интересная.
— Когда ты так со мной разговариваешь, я чувствую себя подавленно. Мне больно от твоих обвинений…
— Да что ты! А мне больно, что теперь придётся билеты сдавать и ещё месяц ждать до отпуска!
Ответная манипуляция. Из этого может получиться интересная игра «кто кого», но общее дело никуда не сдвинется, а отношения будут испорчены.
— Забавно, что ты вдруг решил уйти в отпуск в те же даты, что и я. Я не злюсь, просто ситуация интересная.
— Забавно, да. Я уже два года в отпуске не был, а тут пообещал жене с дочкой свозить их в горы на курорт. Все проекты сдал, с клиентами договорился. Оказывается, занял твой слот… Я, конечно, всё отменю. Только билеты невозвратные взял, но это уже моя проблема, а не твоя. Хорошо тебе отдохнуть!
Вместо борьбы с манипуляторами выясняйте скрытую цель и переводите манипуляцию в прямую просьбу
Нет ничего плохого в том, чтобы резко ответить манипулятору. Особенно если это навязчивый менеджер, который рано утром звонит и предлагает вам кредит. Но если нужно сохранить нормальные рабочие отношения, то стоит воспользоваться другой стратегией.
Универсальная реакция — уточнить мотив:
Если у человека есть конкретная просьба, он её выскажет. С просьбой иметь дело гораздо легче — вы можете согласиться или отказаться, предложить приемлемые для вас условия, обозначить свою позицию.
«Вы это говорите, чтобы что?»
«К чему вы ведёте?»
«Вы хотите, чтобы я…»
— Женя, поражаюсь, как тебе удаётся так виртуозно верстать коммерческие предложения. Мне завтра идти к клиенту на встречу, а я пару часов только на черновик потратила. Теперь ещё оформлять. Не представляю, как ты так быстро справляешься.
— Ты хочешь, чтобы я помог тебе с оформлением?
— Да… Если несложно, можешь свой шаблон дать и вёрстку поправить?
— Окей, давай я помогу тебе с вёрсткой. Разошлёшь пока письма по моим клиентам?
— Договорились.
После нескольких повторений собеседник поймёт, что с вами можно договориться открыто, и нет смысла использовать манипуляции.

Если у манипуляции нет конструктивной цели и человек просто хотел вас задеть, то вопрос «Ты это к чему?» тоже сделает его намерение очевидным для всех.
— Забавно, что ты вдруг решил уйти в отпуск в те же даты, что и я. Я не злюсь, просто ситуация интересная. Зря я себе отдых распланировал.
— Ты это к чему?
— …
На работе не нужно заниматься воспитанием и переучивать коллег, бороться с манипуляциями и пытаться от них защищаться. Нужно помнить о цели и делать общее дело. Часто дешевле в ресурсах и энергии проигнорировать манипулятивную форму просьбы и отреагировать на её содержание, чем пытаться разобрать эту ситуацию и избежать её повторения.
Вывод: помните о цели общения
Поделиться в соцсетях
Прочитайте другие полезные материалы о коммуникациях