Что общего у русской народной сказки, презентации Джобса и выступления на TED?

Спойлер: структура. Делимся универсальным
шаблоном рассказа, который заинтересует зрителя.
Настя Стрельцова, 13 декабря 2019
Бизнес-презентации, выступления ораторов и даже сказки строятся по одному принципу. Мы проанализировали образцовые примеры коммуникаций со всего мира и вывели алхимическую формулу хорошего рассказа, которую можно использовать в любой коммуникации, будь то презентация или статья.

Мы в esprezo уже 6 лет используем эту формулу в презентациях и выступлениях для наших клиентов и встречаем во многих примерах историй, от которых не оторваться. Теперь и вам расскажем.
О чём пойдёт речь
и как будем учиться?


В статье ответим на 3 вопроса:

 — какие самые частые проблемы в структуре,
 — по какой логике выстроить рассказ,
 — как это работает на реальных примерах.

Лучше читать пункты по порядку. Чтобы закрепить знания, мы загадали головоломку и поделились памяткой в конце статьи — конспектировать ничего не нужно, мы уже сделали это за вас. Если вы уже проходили наше обучение и структура вам знакома, попробуйте взглянуть на неё под другим углом через примеры.
Что происходит, когда мы
строим рассказ не по структуре?

Нас окружают ужасные коммуникации: назойливая реклама, длинные письма по электронной почте, непонятные слайды, скучные отчёты. Они не убеждают и вызывают раздражение, потому из них сложно вытащить суть. Люди продолжают их делать для галочки, но результата не добиваются. Одна из возможных причин таких коммуникаций — неинтересный контент и его неправильная структура.

Почему так происходит? Структурировать мысли сложно, да и вообще лень. Кажется, что это занимает много времени и непонятно, с чего начать и чем закончить. Гораздо проще набросать идеи в потоке мыслей и вывалить на аудиторию, а не фильтровать информацию с точки зрения пользы и интереса. Сами как-нибудь разберутся.

А люди не разбираются, потому что непонятно, где выводы и по какой логике мы до них дошли. Теряются, упускают важное и в идею не верят. Письма отправляются в спам. На скучных выступлениях коллеги молчат и не хотят вовлекаться в обсуждение. Уж лучше полистать ленту в соцсетях или поговорить с соседом. Всё веселее очередной нудной презентации.
Сценарий, дизайн, подготовка спикеров, техническая поддержка
Сценарий, дизайн, подготовка спикеров, техническая поддержка
Подписывайтесь на рассылку «Бесконтактные коммуникации». 11+ писем о правилах делового общения на удалёнке. Примеры, памятки, практический опыт.
Тогда по какой логике
строить рассказ?

Кажется, что каждая презентация — особый, уникальный случай. Отсюда и желание изобрести новое, собрать рассказ с нуля. Но на самом деле структура коммуникаций строится по единым принципам. Чтобы каждый раз не мучиться над содержанием, мы подготовили шаблон. Базовую формулу, которая подходит почти под любой рассказ.

Структурировать информацию, когда есть заготовка, гораздо быстрее. У вас есть набор готовых пунктов, по которым вы последовательно раскладываете свою историю.

Хорошая структура — это цепочка ответов на вопросы, которые возникают в голове зрителя по ходу выступления. Она строится в лучших традициях сторителлинга, потому что исторически людям так проще потреблять информацию. Все мы по своей природе рассказчики и воспринимаем повествование легче сухих пунктов на слайде.

В структуре любого рассказа можно выделить 4 основных блока: введение, проблематика, решение, заключение. Остановимся подробнее на каждом.

Сценарий, дизайн, подготовка спикеров, техническая поддержка
Сценарий, дизайн, подготовка спикеров, техническая поддержка
1.Введение: привлекаем внимание,
получаем кредит доверия от зрителя.

Внимание и польза. И что тут будет?
Презентацию встречают по первому слайду. Сформулируйте суть в 1−2 предложениях на титульном слайде. Задайте вопрос, дайте на него ответ или заинтригуйте неожиданным заголовком.

Знакомство. Вы кто такой, а?
Представьтесь. Сделайте так, чтобы аудитория поняла, что вы разбираетесь в теме и вас можно послушать. Вы эксперт в вопросе, о котором будет рассказывать, или пережили его на личном опыте. Но не перечисляйте все 33 регалии — утомите слушателей своим совершенством. Если аудитория вас уже знает, знакомство можно пропустить.

Содержание. Ладно, а о чём говорить будете?
Дайте краткое содержание презентации: о чём расскажете, а о чём нет. В общих чертах, не нужно пугать 20 пунктами «адженды». Зритель всё равно не запомнит больше 3−5. Добавите больше — запутаете. Содержание можно не озвучивать в коротких презентациях до трёх минут.

Правила игры. Как это будет?
Опциональный блок, который упрощает рассказчику взаимодействие с аудиторией. Сообщите, сколько времени вам нужно на рассказ, когда задавать вопросы — в конце или по ходу, ставить ли телефоны на виброрежим, фоткать ли слайды или их пришлют.
Самые частые ошибки во введении,
которые мы встречали:
 — совсем не использовать введение,
 — сделать введение затянутым,
 — забыть про титульный слайд или назвать его непонятно,
 — не объяснить аудитории, почему вас стоит слушать,
 — перечислить кучу нерелевантных регалий, которые
аудитория воспримет как белый шум, хвастовство,
 — перечислить десяток пунктов в содержании
или не назвать его вообще,
 — не договориться с аудиторией о правилах игры.
2. Проблема: погружаем в проблему — как
она возникла и что будет, если её не решить.

Ситуация. Что сейчас происходит?
Погрузите зрителей в контекст, чтобы сложилось общее видение — единое информационное поле, в котором вы начнёте рассказ. Если они в теме, то идите сразу в проблему.

Суть проблемы. А что не так-то?
Обозначьте несовершенства или возможности. Нет проблемы — нет толку в рассказе — всё же хорошо! Проблема — это признание реальности и ответ на вопрос, зачем делать презентацию. В ней нет ничего негативного. Но, если вас смущает само слово, его можно заменить: вызов, актуальность, сложность, важность, изменения — это всё одно и то же.

Причины. Почему так происходит?
Копните до истоков проблемы: как и почему она возникла, какие были предпосылки, почему ситуация не меняется. Покажите зрителю ваш уровень понимания их проблем до самой сути.

Последствия. Что будет, если проблему не решить?
Докажите, что нужно действовать сейчас, иначе мир рухнет — на кону
большой куш. Покажите зрителю, что вы хотите и готовы менять ситуацию.
Самые частые ошибки в проблеме,
которые мы встречали
 — про проблему забывают говорить,
 — про проблему боятся говорить: «Зачем копаться в негативе? У нас всё хорошо!»
 — при проработке проблемы недостаточно глубины (нет причин и последствий), поэтому в неё не верят.
3. Решение: предлагаем варианты действий
и доказываем, что они сработают.

Варианты решений. Как быть?
Дайте логику рассуждений, опции решения проблем. Сравните их по параметрам. Покажите, что вы проработали несколько возможных вариантов и выбрали из них оптимальный. Не впаривайте вашу идею сразу.

Основная идея. Что предлагаете?
Сформулируйте ваше решение в одно предложение, чтобы зрители его запомнили. Это ответ на вопрос в начале презентации.

Аргументы. А поподробнее?
Хорошая структура ведёт по логике принятия решения. Разбейте основную часть на 3−5 блоков в поддержку идеи и проведите зрителей по структуре сверху вниз — от общего к частному. Например, главная идея — «курить вредно». Аргумент в поддержку: курение увеличивает риск сердечно-сосудистых заболеваний.

Доказательства. Чем докажете?
Обоснуйте все аргументы Проработайте сомнения и возражения аудитории,
которая принимает решение. Убедите, что решение работает: статистикой и фактами, примерами и историями, экспертными мнениями.
Самые частые ошибки в решении,
которые мы встречали:
 — решение не структурировано,
 — нет доказательств и обоснования,
 — нет вариантов решения,
 — излишняя детализация, которая не нужна.
4. Заключение: резюмируем, планируем дальнейшие
шаги и побуждаем аудиторию сделать первый.

Резюме. Так, а о чём мы говорили?
Подведите итог по проблеме и решению, чтобы напомнить зрителям ключевые точки рассказа.

План действий. Что делать?
Начертите ближайшие шаги и общий подход к тому, как воплотить идею в жизнь. Какие есть риски и как их устранить. Какая поддержка вам нужна.

Возможный результат. Что я получу?
Покажите ещё раз эффект от вашего решения: в деньгах, сокращении времени, карьерном росте и других значимых для аудитории факторах.

Призыв к действию. С чего начнём?
Предложите аудитории сделать первый шаг — подведите к такому, который она легко может сделать. Ответьте вопросы, чтобы синхронизировать понимание. Если цель презентации предполагает, чтобы после выступления с вами связались — оставьте контакты: ссылки на социальные сети, вебсайт, номер телефона. Для удобства можно вставить QR-код. Без «спасибо за внимание». Фразы «Ну, как-то так», «Ну, вот и всё» тоже употреблять не стоит.
Самые частые ошибки в заключении,
которые мы встречали:
— в заключении единственный слайд и это «Спасибо за внимание»,
— нет резюме ключевых идей,
— нет дальнейших шагов.
А как это работает
на практике?

Мы разобрали 3 примера коммуникаций, чтобы доказать, что структура универсальная: презентацию первого iPhone, выступление Эллиота Крейна на TED и сказку Репка.
Выступление Эллиота Крейна на TED: Тайна хронической боли
Сказка
«Репка»
Выступление Стива Джобса на презентации первого iPhone
Внутри — интеллект-карты со структурой каждого примера и фото разбора с помощью карточек структуратора.
Майндмэп
Карточки
Резюмируем
Шаблон ускоряет структурирование рассказа. Все коммуникации, будь то презентация, письмо или статья — шаблонны и уникальны одновременно.

Используйте шаблон как основу рассказа, от которой можно оттолкнуться. А дальше достраивайте креативные детали и добавляйте интересные фишки, которые отразят уникальность проекта и вас как спикера: яркие метафоры, шутки, кейсы, интерактив с аудиторией и т. д.

Это первая статья из цикла материалов по структуре. Дальше расскажем про альтернативные варианты построения рассказа и отдельные элементы структуры: что писать во введении, как составить призыв к действию, что важно не упустить в проблематике. Подписывайтесь на нас в соцсетях, чтобы не пропустить обновление
Памятка и задание от редактора для тех, кто хочет глубже погрузиться в структуру.
В памятке — шаблон в удобном формате, чтобы держать перед глазами и собирать по нему рассказ. Для скачивания оставьте адрес электронной почты, и мы пришлём вам ещё больше полезностей. В любой момент вы можете отписаться от рассылки.

А теперь задача, чтобы потренироваться. Я написала статью на основе шаблона с помощью нашего структуратора — набора карточек для структурирования идей, смыслов и любых форм коммуникаций. Попробуйте выделить в статье ключевые блоки из шаблона и посмотреть, как они выглядят в тексте. Подумайте, как ещё их можно развернуть, какую аргументацию добавить или как иначе сформулировать проблематику.
В памятке — шаблон в удобном формате, чтобы держать перед глазами и собирать по нему рассказ. Для скачивания оставьте адрес электронной почты, и мы пришлём вам ещё больше полезностей. В любой момент вы можете отписаться от рассылки.

А теперь задача, чтобы потренироваться. Я написала статью на основе шаблона с помощью нашего структуратора — набора карточек для структурирования идей, смыслов и любых форм коммуникаций. Попробуйте выделить в статье ключевые блоки из шаблона и посмотреть, как они выглядят в тексте. Подумайте, как ещё их можно развернуть, какую аргументацию добавить или как иначе сформулировать проблематику.
Памятка
и задание
от редактора
для тех, кто хочет глубже погрузиться
в структуру.
Сценарий, дизайн, подготовка спикеров, техническая поддержка
Сценарий, дизайн, подготовка спикеров, техническая поддержка
Подпишитесь на смысловую рассылку esprezo.
Каждый месяц отправляем новые программы, статьи и видео. Без спама.
Нажимая кнопку «Получать пользу», вы соглашаетесь c правилами обработки персональных данных.