Подготовка релиз-презентации DriveJournal: струк­тура, слайды, подача
«DJ — это как умный браслет-трекер Jawbone, только для авто­мо­биля» — такое впе­чат­ле­ние воз­никло, когда я позна­ко­мился с Михаилом Анохиным из ком­па­нии CDCom. Захотелось купить это чудо-устройство, чтобы знать о том, как я езжу на машине, какой у меня рас­ход топ­лива и многое-многое дру­гое.
задача
Подготовить релиз-презентацию продукта DriveJournal для вывода на рынок
Что такое релиз-презентация? Те, кто смот­рел выступ­ле­ния Стива Джобса, дога­ды­ва­ются, что это такое. На спе­ци­аль­ном меро­при­я­тии анон­си­ру­ется офи­ци­аль­ный выпуск про­дукта, спи­кер интри­гу­юще о нем рас­ска­зы­вает и… в самый вол­ни­тель­ный момент пока­зы­вает то, ради чего все собрались. Далее — вспышки фото­ка­мер, твиттер-трансляция с хэш­те­гами и ста­тьи в отрас­ле­вых СМИ.
Этап 1. Создаем сце­на­рий выступ­ле­ния
Цель про­екта — поста­вить выступ­ле­ние Михаила и под­го­то­вить WOW-презентацию. Продукт раз­ра­ба­ты­вали 3 года, про­де­лана колос­саль­ная работа, рынок в ожи­да­нии, ком­па­ния готова к про­да­жам. Мероприятие, на кото­ром запла­ни­ро­вали выступ­ле­ние, — это отрас­ле­вая кон­фе­рен­ция стра­хов­щи­ков (целе­вая ауди­то­рия DJ — стра­хо­вые ком­па­нии). Ударить в грязь лицом перед потен­ци­аль­ными кли­ен­тами было нельзя. Но вре­мени хва­тало, чтобы под­го­то­виться к релизу.

Мы начали про­ект с опре­де­ле­ния задач выступ­ле­ния и зна­ком­ства с про­дук­том. Но уже на пер­вой встрече мы столкнулись с тем, что спи­кер — Михаил, веду­щий мене­джер про­екта — уже пере­про­бо­вал несколько сце­на­риев пре­зен­та­ции и зака­зы­вал дизайн у дру­гого пре­зен­та­ци­он­ного агент­ства. С каж­дым разом воз­ни­кали допол­не­ния, пре­зен­та­ция обрас­тала ненуж­ными нюан­сами. Но пони­ма­ния того, каким обра­зом пред­ста­вить про­дукт, не при­бав­ля­лось. Голова шла кру­гом, нужно было срочно исправ­лять ситу­а­цию.

Подготовку речи начали с клас­си­че­ского метода: берем флип­чарт, мар­керы и рисуем. Я задаю вопросы, кли­ент отве­чает (а на самом деле пере­ска­зы­вает суть пре­зен­та­ции), я кон­спек­ти­рую и рисую на доске. Потом мы зафиксировали всю информацию, отобрали самые удачные фразы, вынесли их на стикеры. Где-то это была «вкус­ная» фраза или мета­фора, где-то — ана­ли­ти­че­ские выкладки, кото­рыми нельзя не похва­статься. Так мы еще на шаг при­бли­зи­лись к пони­ма­нию кон­тента выступ­ле­ния.
Исписали с Михаилом весь флипчарт – пришлось бежать в магазин за новой бумагой
После этого собрали план пре­зен­та­ции, раз­бив инфор­ма­цию на блоки: что пред­став­ляет собой про­дукт, какую инфор­ма­цию предо­став­ляет кли­ен­там (как авто­лю­би­те­лям, так и стра­хов­щи­кам), как стро­ится сотруд­ни­че­ство и в чем клю­че­вая «фишка» бизнес-модели DriveJournal.
Этап 2. Разрабатываем ани­ми­ро­ван­ную пре­зен­та­цию
Мы назна­чили с Михаилом встречу после того, как Александр под­го­то­вил сце­на­рий и чер­но­вые фор­му­ли­ровки. Нужно было понять, в каком направ­ле­нии раз­ра­ба­ты­вать визу­аль­ный кон­цепт.

Еще на старте про­екта мы опре­де­лили, что пре­зен­та­ция будет оформ­лена в мини­ма­ли­стич­ном стиле. А если уче­сть, что это пре­зен­та­ция для выступ­ле­ния, то коли­че­ство текста на слай­дах нужно было огра­ни­чить, чтобы не дуб­ли­ро­вать то, о чем ска­жет спи­кер. За несколько часов мы под­го­то­вили чер­но­вик пре­зен­та­ции: рас­пи­сали заго­ловки и текст для каж­дого слайда, изобразили кар­тинки и схемы. Проще рабо­тать, когда есть гото­вый про­дукт.

Мы при­дер­жи­ва­емся мне­ния, что пре­зен­та­ция должна впи­сы­ваться в общую визу­аль­ную сти­ли­стику ком­па­нии. Поэтому за основу оформ­ле­ния взяли шрифт и цве­то­вую палитру DriveJournal. Также Михаил предо­ста­вил нам фото­гра­фии устрой­ства, дизайн упа­ковки и пока­зал мобиль­ное при­ло­же­ние: все это стало референсами для нашей работы.
Собираем референсы для будущего концепта
Работали в сжа­тые сроки — до выступ­ле­ния оста­ва­лось меньше двух недель, а нужно было еще отре­пе­ти­ро­вать речь. Мы без про­мед­ле­ний взя­лись за под­го­товку кон­цепта. Через 2 дня сверстали несколько слай­дов, пока­зали их Михаилу, чтобы понять, в том ли направ­ле­нии дви­жемся.
Оттачиваем концепт презентации на нескольких слайдах
В выступ­ле­нии важны яркие визу­аль­ные образы. А авто­мо­биль­ная тема и инно­ва­ци­он­ный про­дукт — это отлич­ная почва для их созда­ния. Неко­то­рые слайды мы пре­вра­тили в экран с видом от пер­вого лица. На них раз­во­ра­чи­ва­лись ситу­а­ции, о кото­рых рас­ска­зы­вал спи­кер — к при­меру, про­езд через опас­ные зоны.
Проезд через опасные зоны и пустые междугородние трассы
Хорошо, когда полу­ча­ется найти инте­рес­ные детали в про­дукте и обыг­рать их в пре­зен­та­ции. Нам понра­вился авто­мо­биль, кото­рый ездил по марш­руту в при­ло­же­нии: мы пере­не­сли его в пре­зен­та­цию и ани­ми­ро­вали.
Пример анимации
Михаил утвердил кон­цеп­т, и мы опе­ра­тивно свер­стали остав­ши­еся слайды. Не обо­шлось без пра­вок. Мы регу­лярно обща­лись по скайпу, обсуж­дали и пере­де­лы­вали слайды — несколько штук испра­вили за день до выступ­ле­ния. Но без этого никуда. Главное, что в резуль­тате Михаил и мы оста­лись довольны резуль­та­том.
Финальные слайды для дальнейшей анимации
Этап 3. Готовим спи­кера к выступ­ле­нию
На этапе репе­ти­ций я снова столк­нулся с про­бле­мой. Михаил был в затяж­ном аврале, речь была рва­ной и ском­кан­ной. И вроде бы кон­тент готов, есть пони­ма­ние того, что гово­рить. Репетируй выступ­ле­ние, нара­щи­вай уве­рен­но­сть. Но вол­не­ние и повы­шен­ная ответ­ствен­но­сть мешали спи­керу найти нуж­ное ресурс­ное состо­я­ние. А если умно­жить это на тем­пе­ра­мент Михаила, полу­ча­лась адская смесь! «Локомотив», «комета», «лео­пард» — вот с чем я мог срав­нить пер­вые репе­ти­ции. Мы про­бо­вали раз­ные спо­собы, чтобы при­ве­сти речь в поря­док, найти под­хо­дя­щий стиль подачи и слегка при­тор­мо­зить спи­кера. И релак­са­цию, и репе­ти­цию под ходьбу, и физи­че­ские упраж­не­ния про­бо­вали. Я чув­ство­вал себя педа­го­гом по речи из фильма «Король гово­рит». Отдельно замечу, что Михаил сам активно пред­ла­гал спо­собы, о кото­рых я и не дога­ды­вался.

В конце одной из встреч я дал зада­ние: про­дол­жать репе­ти­ции дома, в спо­кой­ной обста­новке и сни­мать себя на камеру. На сле­ду­ю­щем заня­тии Михаил пока­зал видео­за­пись и доба­вил, что это деся­тый дубль. Передо мной на экране стоял спо­кой­ный, уве­рен­ный спи­кер, на кото­рого хоте­лось смот­реть! Свершилось! Стиль най­ден, спо­кой­ствие обретено. Оставалось доба­вить пару фишек в подачу и попра­вить жесты и дви­же­ния. А поскольку Михаил имел опыт выступ­ле­ний, осво­ить это не соста­вило труда.

Этап 4. День «Х»
После выступления Михаил напи­сал, что слу­ша­тели бла­го­да­рили за пре­зен­та­цию DriveJournal, поскольку она была чуть ли не един­ствен­ным инте­рес­ным выступ­ле­нием в тот день. Еще в начале работы Михаил гово­рил, что ему крайне важно уви­деть отклик ауди­то­рии: вопросы из зала, обще­ние со зри­те­лями в кулу­а­рах. Все это кли­ент полу­чил сполна, потому что зара­нее оза­бо­тился ком­плекс­ной под­го­тов­кой ответ­ствен­ного выступ­ле­ния.
Выпуск продукта DriveJournal на рынок — большое событие для нашей компании. Это тот случай, когда категорически нельзя ударить лицом в грязь. Такая презентация должна впечатлить, вызвать интерес и убедить. До момента обращения в esprezo я уже работал с другим агентством и пробовал несколько концепций, но толку из этого не вышло. Ребята из esprezo построили работу комплексно.

Мы начали с подготовки сценария, а затем перешли к дизайну и параллельно репетировали выступление. На протяжении и после выступления аудитория активно задавала вопросы и интересовалась продуктом, что для меня является индикатором качества выступления.

Спасибо за проделанную работу!
Михаил Анохин
Руководитель проекта DriveJournal