Презентация как поса­доч­ная стра­ница. Учимся у Сергея Щукина, ФРИИ Сити Холл
Каждый набор стар­та­пов в Акселераторе ФРИИ пре­зен­тует дости­же­ния за 3 месяца во ФРИИ Сити Холл. Кто не был на пло­щадке, схо­дите: зал потря­са­ю­щий. А еще у него отлич­ный лэн­динг и… презентация! Смотрите сами (пре­ду­пре­ждаем, Slideshare пор­тит каче­ство — ори­ги­нал здесь):
Презентация выгля­дит как поса­доч­ная стра­ница со мно­же­ствен­ными при­зы­вами к дей­ствию и внут­рен­ними пере­хо­дами между стра­ни­цами. Дизайн и копи­рай­тинг на отлич­ном уровне, что редко уви­дишь в бизнес-презентациях. Еще больше мы уди­ви­лись, когда узнали, что команда #tceh сде­лала эту пре­зен­та­цию сво­ими руками.

Марк Хлынов, CEO esprezo, пооб­щался с Директором по мар­ке­тингу #tceh Сергеем Щукиным и выяс­нил детали созда­ния кру­той пре­зен­та­ции о ФРИИ Сити Холл.
Подпись
— Сергей, при­вет! Расскажи, какая команда рабо­тала над пре­зен­та­цией? Одним спе­ци­а­ли­стом не обо­шлось.

Команда супер­ге­роев!

Лёша «yeskelaveenrok» Корнеев — мастер слов и смыс­лов. Кодовое имя «Текстовый редак­тор». Всё, что вы чита­ете от #tceh, напи­сано его сло­гом.

Денис «Vegas» Плешаков — шаман цве­то­вых гамм и гений юза­би­лити. Кодовое имя «Дзен». Всё, что вам нра­вится на сайте #tceh, — его дизайн. А то, что не нра­вится, он ещё не успел пере­де­лать.

И я, Серёжа «flashbackflip» Щукин. Про себя сложно писать нескромно, поэтому при­веду факт: за 11 лет сде­лал 4000 пре­зен­та­ций (на 15 штук меньше, чем дней в этом про­ме­жутке вре­мени).
—Расскажи о том, как про­хо­дил про­цесс созда­ния пре­зен­та­ции.

Презентацию делали одно­вре­менно с лэн­дин­гом. Это было тесто­вое зада­ние для Дениса перед при­ё­мом на работу. Я с ним давно зна­ком и ника­ких сомне­ний в нём не было. Наоборот, я до сих пор рад и горд, что он выбрал именно меня как руко­во­ди­теля и не пошёл в веб-студию, в кото­рую его звали. Однако осталь­ным чле­нам команды надо было про­те­сти­ро­вать Дениса — это нор­мально. До него мы рабо­тали с хал­тур­щи­ком, назвать кото­рого дизай­не­ром язык не пово­ра­чи­ва­ется. Так что кол­леги выби­рали кан­ди­дата с понят­ной осто­рож­но­стью.

Над лэн­дин­гом работу вели дистан­ци­онно — по почте и скайпу, а для того, чтобы сокра­тить время на более слож­ном и ёмком про­цессе созда­ния пре­зен­та­ции, одним из май­ских вече­ров Денис при­е­хал к нам на базу. Лэндинг был уже готов, и мы решали, что доба­вить в пре­зен­та­цию и как её струк­ту­ри­ро­вать.
Мне в голову при­шла струк­тура «про­стран­ство — тех­но­ло­гии — люди». В тот момент я рабо­тал над брен­дом #tceh и навяз­чиво бор­мо­тал фразы из трёх слов, потому что только что родился сло­ган для нашей эко­си­стемы — #при­шёл #настроил #запу­стил, — и этот ритм меня никак не отпус­кал. В общем, решили стро­ить пре­зен­та­цию по этой канве: рас­ска­зать про про­стран­ство, про тех­но­ло­гии и про команду. Осталось решить, каким кон­тен­том напол­нять эту струк­туру.
В этом вопросе раз­вер­нулся Лёша. Он обычно за сло­вом в кар­ман не лезет — лезет сразу в свой потёр­тый и неуби­ва­е­мый ноут, встав­ляет науш­ники и начи­нает сту­чать по кноп­кам так, что отвле­кать его в этот момент кажется кощун­ством. Мы и не стали этого делать. Мы с Дэном в этот момент думали над тем, какие фотки отобрать и каких ракур­сов не хва­тает. Через неко­то­рое время Лёха вер­нулся в нашу реаль­но­сть с эстет­скими и, одно­вре­менно, ути­ли­тар­ными зари­сов­ками в стиле: «Центр. Легко найти, удобно доби­раться. Яркое и замет­ное зда­ние в пре­стиж­ном районе между Земляным валом и высот­кой, за две­рями кото­рого…» — кон­кретно в этой фразе зашиф­ро­ван почти точ­ный адрес и необ­хо­ди­мый для про­дажи пафос.

Потом мы вме­сте обсу­дили недо­ста­ю­щие ракурсы, дого­во­ри­лись с фото­гра­фом о съём­ках, собрали визу­аль­ную часть, пора­бо­тали над тек­стами, подви­гали немного слайды, слегка меняя поря­док, и залили пре­зен­та­цию на дро­п­бокс.
—В каком софте делали пре­зен­та­цию и почему?

На этот раз в Adobe Illustrator, хотя обычно исполь­зуем Keynote.

Дело в том, что на боль­шин­стве слай­дов есть заблю­рен­ные полу­про­зрач­ные плашки с тек­стом, такие в Keynote делать сложно. Кроме того, боль­шин­ство слай­дов — это ком­по­зи­ци­он­ная сборка гра­фи­че­ских эле­мен­тов: мар­керы с икон­ками поверх фоток, схема зала с транс­пор­ти­ром и ласти­ком, пере­ри­со­ван­ная с бумаж­ного скана, отри­со­ван­ные с нуля ком­би­на­ции экра­нов на видео-стене. Всё это Дэн делал в Иллюстраторе, так что финаль­ную ком­по­новку было проще закон­чить в нём же.
—Правильно пони­маю, что съем­кой фото­гра­фий для пре­зен­та­ции зани­мался про­фес­си­о­наль­ный фото­граф?

У нас есть друг Саша Вайнштейн. Мы все с ним позна­ко­ми­лись на Digital October. Он луч­ший фото­граф из тех, кого я знаю. Снимает так, что хочется подойти, пожать руку и ска­зать «спа­сибо» — так, соб­ственно, и позна­ко­ми­лись. С тех пор ста­ра­емся рабо­тать только с ним и ни разу не пожа­лели об этом, только радо­ва­лись.
—Презентация полу­чи­лась лучше самого лэн­динга — согла­сен? Она понят­нее и без кли­ков, кото­рые ино­гда неоче­видны. Просто листа­ешь слайды без напря­же­ния.

Велико иску­ше­ние ска­зать «да, конечно». Но это не так.

У лэн­динга и пре­зен­та­ции похо­жие, но не тож­де­ствен­ные задачи. Лэндинг рас­счи­тан на быст­рую про­дажу — посмот­рел фоточки, оце­нил пло­щадь, вме­сти­мо­сть. Если под­хо­дит, то позво­нил и при­е­хал смот­реть пло­щадку.

Презентация для тех, кто хочет дета­лей — для заин­те­ре­со­ван­ных и въед­ли­вых. Поэтому на слай­дах много незна­чи­тель­ных, на пер­вый взгляд, дета­лей: про мегау­доб­ные сту­лья или про то, что све­том и зву­ком в зале можно управ­лять с iPad. На поса­доч­ной стра­нице, кстати, нет ника­ких неоче­вид­ных кли­ков — все пять экра­нов листа­ются про­стым скрол­лом. Только неко­то­рые пано­рам­ные фотки можно подви­гать направо-налево, но это ско­рее «easter egg» и находка дизайна, чем «фэйл юза­би­лити».
—Как при­шла идея встав­лять слайд с при­зы­вом к дей­ствию после каж­дого раз­дела пре­зен­та­ции? Как дума­ешь, на каком из них люди обычно при­ни­мали реше­ние и писали на почту или зво­нили вам? Есть ли ста­ти­стика по эффек­тив­но­сти пре­зен­та­ции — воронка, кон­вер­сии?

Идею с кли­ка­бель­ным меню и кноп­ками, при нажа­тии на кото­рые откры­ва­ется новое письмо с пред­уста­нов­лен­ной темой и вби­тым адре­сом, при­ду­мал Лёша. Задумка при­шла ему ещё в момент напи­са­ния тек­стов. Сначала он ска­зал: «вот было бы здо­рово, если…», а потом нашёл тех­ни­че­ское реше­ние. Он и сам — находка, если вы ещё не поняли этого.

Что каса­ется ста­ти­стики и того, какие именно кнопки были кли­ка­бель­нее, — ста­ти­стики нет:(Хотя с каж­дой кнопки ухо­дит письмо со своей уни­каль­ной темой, у нас было столько дел при запуске #tceh, что мы отвлек­лись и не счи­тали. Это сей­час мы, как ненор­маль­ные, вты­каем всюду utm-метки, кол­дуем с ана­ли­ти­кой и рас­ска­зы­ваем друг другу о резуль­та­тах на трекшн-митингах. А тогда нам нужно было из ничего сде­лать всё, при­чём в самые корот­кие сроки — вот и отвлек­лись. Лично мне кажется, учи­ты­вая порт­рет поль­зо­ва­теля, вни­ма­тель­ного к дета­лям, — люди досмат­ри­вали пре­зен­та­цию до конца.
—Вы делали пред­ва­ри­тель­ный ана­лиз ауди­то­рии, смот­рели пре­зен­та­ции кон­ку­рен­тов или объ­ек­тов недви­жи­мо­сти?

И да, и нет.

Мы думали о кон­ку­рен­тах и ауди­то­рии, когда раз­ра­ба­ты­вали пози­ци­о­ни­ро­ва­ние «совре­мен­ного медиа-центра». К сайту у нас был рефе­ренс, но совсем из дру­гой обла­сти. А пре­зен­та­цию делали без оглядки на дру­гих. Кроме того, команд супер­ге­роев не так уж и много, и они редко делают пре­зен­та­ции для объ­ек­тов недви­жи­мо­сти — смот­реть осо­бенно не на что.
—Представь, что у тебя есть сво­бод­ное время, чтобы изме­нить пре­зен­та­цию. Что бы ты в ней улуч­шил?

Ну, во-первых, доба­вил бы пару слай­дов с новыми тех­но­ло­ги­ями, кото­рых не было у нас раньше. Например, про брен­ди­ро­ван­ную вик­то­рину, вопросы кото­рой выво­дятся на экраны, а ответы даются любым коли­че­ством чело­век со своих гад­же­тов. Вся эта система рабо­тает через под­клю­че­ние к локаль­ной сетке Wi-Fi.

Во-вторых, доба­вил бы новых фоток, так как зал мы сильно про­ап­грей­дили за про­шед­шее время.

В-третьих, испра­вил бы фразу на 16-ом слайде: «А также смо­жем под­го­то­вить про­сто запись вашего собы­тия». Я бы убрал слово «про­сто», потому что без него пред­ло­же­ние ста­нет чище, а мы и слож­ную запись можем под­го­то­вить, если надо;-)

А в целом — мне и сей­час всё нра­вится в нашей пре­зен­та­ции.
—Какие советы ты можешь дать пред­при­ни­ма­те­лем при созда­нии их пер­вых пре­зен­та­ций?

Советов не так уж и много, потому что только прак­тика — кри­те­рий истины.

Дам несколько, без кото­рых не обой­тись:
1
Помните, что вы управ­ля­ете вни­ма­нием, а его нужно удер­жи­вать
2
Пишите и гово­рите о том, что нужно слу­ша­телю, а не о том, что важно ска­зать вам
3
Не жалейте «новых слай­дов» — это не бумага, дере­вья не гиб­нут
4
Используйте иконки и схемы вме­сто сплош­ного текста
5
Не пугай­тесь того, что у вас полу­ча­ется, и про­дол­жайте!
Соглашение об обработке персональных данных

Настоящим, в целях исполнения положений ФЗ РФ № 152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных», я даю свое согласие на обработку ООО «Эспрезо» (далее — «Общество»), его партнерами и контрагентами моих персональных данных и предоставляю право совершать все действия (операции) со своими персональными данными, включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, распространение (в том числе передачу), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение. Согласие распространяется на информацию, вводимую в полях регистрации данного сайта Общества.

Настоящее согласие действует до дня его отзыва Пользователем в письменной форме. Данное согласие может быть отозвано путем направления письменного отзыва по месту нахождения ООО «Эспрезо» по почте или путем направления электронного письма на адрес электронной почты info@esprezo.ru. В указанном случае ООО «Эспрезо» прекращает обработку и уничтожает персональные данные Пользователя в срок, не превышающий 30 (тридцати) календарных дней с даты получения соответствующего отзыва.