Шаблон презентаций для ПиР
Милый котик
в помощь серьёзным спикерам
ПиР — это ежегодный фестиваль «Практики развития». Это один из самых душевных форумов: он появился из традиции основателя фестиваля Марка Кукушкина отмечать день рождения в большом кругу единомышленников. Формат фестиваля — совместное творчество и исследование: выступления почти 500 спикеров, а ещё — мастер-классы, дискуссии, знакомства.
задача
Разработать шаблон презентаций для сопровождения очных выступлений спикеров, чтобы стандартизировать визуальную коммуникацию на конференции
Результат
Процесс работы
Отзыв
Этап 1. Знакомимся с главой ПиРа
и согласуем ожидания

Идея ПиРа родилась у Марка Кукушкина — бизнес-тренера с философским образованием и координатора проекта «Открытый тренерский университет Марка Кукушкина» (ОТУМКА). Марк входит в десятку лучших тренеров России, был победителем в номинации «Бизнес-тренер года».

Уже третий год Марк Кукушкин и Екатерина Лефтерова, администратор проекта, проводили конференцию ПиР. В 2015 и 2016 годах все гости-спикеры приходили с разными слайдами. Качественные, аккуратно свёрстанные презентации были скорее исключением. Глубокие и вдохновляющие идеи спикеров требовали соответствующей огранки. Закономерно, что у Марка и Екатерины возникла потребность разработки единой концепции оформления слайдов для мероприятия.

На первой встрече с клиентом составили понимание задачи: готовим единообразный титульный слайд и создаём 3−4 макета для наполнения презентации. Организаторы ПиРа дали нам свободу творчества: особых требований к созданию инструкции не было.


Этап 2. Детально анализируем проблемные слайды с прошлогодних конференций
Мы изучили примерно 50 презентаций с конференций 2016 и 2017 года и выделили основные проблемы:
1
В презентациях спикеров господствовало обилие цветов, разнообразие шрифтов, неуёмная анимация.
2
От слайда к слайду заголовки скакали туда-сюда.
3
Все презентации были разноформатные: кто-то приготовил слайды 3х4, кто-то — 16х9.
4
Многие спикеры приготовили презентации для чтения, а не выступления перед аудиторией на конференции.
Одним словом, никакого единообразия. А оно необходимо, чтобы фокус был на содержании и аудитория считывала слайд одним взглядом, не отвлекаясь на форму.
Этап 3. Разрабатываем концепцию будущего шаблона: объединяем рациональное и эмоциональное
Рациональное: шрифты, поля, заголовки и цвета
После анализа презентаций мы сформировали видение будущего шаблона, в котором всё должно быть максимально понятно широкой аудитории пользователей. Внедрили в шаблон три важных компонента отличной презентации.

 — Закреплённые поля и заголовки: это минимальное требование к аккуратно свёрстанной презентации. Одинаковые слайды удобнее считывать, на их восприятие тратится меньше усилий и времени.

 — Стандартный удобочитаемый шрифт Trebuchet MS с установленным минимальным кеглем: текст на слайде должен быть виден не только спикеру.

 — Фиксированную палитру: слайд — не раскраска. Цвет нужен только для создания акцента, остальная часть слайда должна быть нейтральна.

На момент начала работы с шаблоном был готов анонс для соцсетей. Его мы и взяли за отправную точку: адаптировали под формат титульного слайда, заменили шрифт на стандартный.
Фокус всего шаблона — на слайдах с картинками и текстом.
По нашим наблюдениям, диаграммы, схемы и графики в рамках конференции использовались редко. Тем не менее, мы включили их в шаблон — мало ли :-)
Добавили секцию с примерами слайдов: на ее примере показали, как работать с шаблоном:
Эмоциональное: привет, герой-котик
Особенность проекта заключалась в том, что с помощью шаблона нам нужно было решить ещё одну задачу — эмоциональную: вдохновить гостей ПиРа на использование макета. Писать в повелительном наклонении и обижать тем самым спикеров мероприятия со страниц гайдлайна — плохой вариант, ведь мы готовим не корпоративный стандарт для сотрудников компании. Мы хотели заинтересовать людей шаблоном, чтобы они использовали его с радостью.

Идея добавить котика в шаблон появилась благодаря подписи на четвёртом слайде: «Пожалуйста, не пользуйтесь сторонними шаблонами. Этот был разработан с любовью и теплотой». Сначала мы вставили котика на пару слайдов, но тут же возникло желание удалить его: аудитория конференции серьезная, и не каждый корпоративный клиент на такое пойдет. И всё-таки несколько аргументов показались нам достаточно весомыми, чтобы убедить клиента.
1
Котик придаёт мотивацию не закрывать слайды гайдлайна после пяти секунд беглого просмотра. Герой персонифицирует общение с пользователями шаблона.
2
Котик — это хитрый психологический ход. На слайде с призывом "Пожалуйста, не пользуйтесь сторонними шаблонами" котик плачет. Согласитесь: обижать котика, пусть и абстрактного — это серьёзнее, чем обижать незнакомого дизайнера, который придумал шаблон.
3
В конце концов, котиков все любят. Особенно глазастых и особенно когда они не гадят. Думали и над другими животными, но котик - это классика :-)
Клиент с первого раза принял котика, и так он поселился в шаблоне.
Этап 4.Превосходим ожидания, чтобы сделать ПиР (и мир!) лучше
Клиент просил 3-4 макета, а мы сделали 28: хотели, чтобы шаблон с инструкциями был исчерпывающим. В этом — наш энтузиазм и желание мир сделать лучше, пусть и на пару дней, пока идёт конференция.

А если и вы скачаете шаблон с рекомендациями и воспользуетесь им для подготовки своей следующей презентации, то в мире станет на одного счастливого котика больше :-)
От творческой команды организаторов ПиРа мы получили самый неординарный отзыв: Марк и команда сделали для нас милые печеньки с тем самым котиком. А ещё — вложили открытку, подписанную от руки:

«Дорогие коллеги из esprezo! Спасибо за сотрудничество! Вы классные!»
Амир Абдуллаев
консультант
Таня Проскурина
дизайнер и менеджер проекта