Как устро­иться на работу в QIWI через пре­зен­та­цию. Подготовка кли­ента к выступ­ле­нию
Александр Яныхбаш
Партнёр esPrezo. Тренер по публичным выступлениям
Новая методика в подборе персонала
В последнее время довольно популярным методом проведения встреч с кандидатом на должность в компании стала презентация-собеседование.

В чем суть? Соискателю после первичного общения с HR-ом дается задание подготовить и провести презентацию. Темы презентаций бывают разные. От профессиональных (скажем, «Тенденции рынка и перспективы отрасли») до повседневных (например, «Пять моих достижений»). Многое зависит от позиции, на которую претендует соискатель, сферы деятельности компании, корпоративной культуры и принятого формата общения в организации.

В январе 2014 года ко мне обратился клиент, которому нужно было пройти собеседование в формате презентации. Надо заметить, что искомая должность была вовсе не топовая, клиент претендовал на позицию менеджера по работе с клиентами.

Тема была сформулирована примерно так: «Основные драйверы роста поставщиков категории "Услуги связи" 2014−2015. Роль менеджера по продажам». А компания — лидер в области мгновенной оплаты, оранжево-синие терминалы которой мы все отлично знаем. QIWI.
задача
Под­го­то­вить презентацию для прохождения
собеседования в QIWI
Лоскутное одеяло и маркерная доска
Мы встретились с клиентом, и на первом же занятии я попросил его рассказать то, что он собирался рассказывать на интервью. Я достал секундомер, приготовил блокнот. Но вместо отведенных 15 минут я остановил время минут через 25, а в блокноте было пусто… Речь была рваной и нелогичной. Много лишних отступлений и размышлений по ходу «говорения». Выступление напоминало лоскутное одеяло, которое сшито из разрозненных кусочков того, что было. В общем, коктейль идей.

Проблема была в том, что формулировка выступления была заявлена двойная, — это заметно усложняло работу. По сути, было обозначено две темы в рамках одного 15-минутного выступления. И как все уместить и «сшить» воедино — это настоящая головная боль. Мы попробовали какие-то темы поменять местами — не смотрелось логично. Подумали вообще «опустить» какую-то часть, но клиент уточнил у менеджера по персоналу и стало понятно, что отступления от темы не приветствовались.

И нам на помощь пришла обычная маркерная доска. Я стал задавать разные вопросы и инициировать «внутренний диалог» клиента. Он отвечал, а я фиксировал фразы на стикерах и маркерами рисовал только нам понятные схемы. Я задавал вопросы, на которые ни я, ни он не знали ответов. Мы просто рисовали идеи на доске. Но одно могу сказать точно: упражнение провоцировало новые и новые идеи, запускался механизм размышления. После первой встречи у нас был перерыв в два дня, но даже между занятиями клиент продолжал думать, писал мне СМС, постоянно предлагал новые мысли.

Кроме того, я дал ему задание «раскопать» информацию по некоторым пунктам, которые он озвучивал. Он проделал огромный объем работы, нашел необходимые данные, проштудировал аналитику и на второе занятие пришел в полной боеготовности.

Мы принялись репетировать снова и увидели, что рассказ обретает логичные формы, а по времени спикер стал укладываться в 17 минут. Дальше — дело техники.
Раскадровка слайдов на бумаге
Мы принялись рисовать раскадровку для слайдов. Сначала на листах А4 мы набросали общий вид слайдов.
Эскизы будущей презентации
Потом мы поправили текст, получилась вторая версия, которую я отдал дизайнерам агентства.
На бумаге — руководство к действию
Дальше ребята доводили дизайн презентации до ума, работали удаленно.
Привлекаем внимание аудитории
Тридцать с лишним писем в почте
Через три дня, будучи в командировке, я получил копию тридцать какого-то письма. В нем был заветный файл. С волнением я открыл документ и передо мной предстали отличные слайды, которые как раз и были у меня в голове. Именно такие, какими я их видел! Всегда волнуешься, будет ли услышан «дизайн» без очной встречи, но все прошло блистательно.

Да, еще один приятный момент в том, что я когда-то проводил обучение для сотрудников QIWI и помнил их корпоративный шаблон для презентаций, поэтому попросил ребят сделать слайды «в стилистике и с намеком».

По результатам собеседования клиенту назначили еще одну встречу. А теперь он заслуженно трудится на благо компании QIWI. Примечательно в этой истории не только то, что была проделана кропотливая работа по созданию композиции презентации. Важно еще то, насколько сознательным соискателем оказался клиент, когда обращался к нам за помощью в подготовке. Результат не заставил себя ждать.